Уникальный экспонат пополнил коллекцию народного историко-краеведческого музея «Светоч»
В народном историко-краеведческом музее «Светоч» в СШ №3 г.п. Зельва хранится немало экспонатов эпохи военных лет. Но особое внимание здешних посетителей удерживает уникальная по виду и концепции «Инсталляция в бутылке», внутри которой замысловато интерпретировались символы христианства и фашизма…
Необычную находку обнаружила Анастасия Короза, ученица 9 «А» класса:
– Бутылка с инсталляцией долгое время хранилась в доме моей прабабушки в деревне Горно. Уникальный экземпляр, вероятно, озадачит каждого. Ведь как можно было сконструировать такое внутри бутыли? Какими событиями навеяна идея о создании экспоната? Кто его автор? Вместе с научным руководителем мы нашли ответы на эти вопросы, заявившись на ежегодный краеведческий конкурс «Находка года».
Анастасия совместно с учителем истории и руководителем «Светоча» в СШ №3 Лилией Сидорко, прежде чем оформить научную работу, пролистали далеко не один учебник: интервьюировали очевидцев, штудировали архивы, изучали библейские символы.
ДОГМАТЫ РЕЛИГИИ И ПРИГОВОР ФАШИЗМУ
Высота бутылки составляет 27 см, окружность – 22 см. Стекло матового цвета. Находка закрыта пробкой в виде самолета, на которой латинским шрифтом написано «Yakimowich Edward» («Якимович Эдвард»). На обратной стороне – «Wyk. dnia 1.V.1945» («Выполнено 1.5.1945»). Внутри бутылки расположена инсталляция, отражающая основные символы христианства.
Католический крест чёрного цвета, на котором распят человек. Но это не Иисус Христос, а немецкий офицер – фуражку с изображением фашистской свастики можно рассмотреть под увеличительным стеклом.
Над распятием табличка с надписью «INRI» (Иисус Назаретский царь иудей-ский).
По обе стороны от распятия расположены два фонаря.
Фонарь – символ предательства в Гефсиманском саду, в котором Иуда поцеловал Иисуса и таким образом указал толпе, кого надо схватить.
Копьё – его римский легионер Лонгин вонзил в подреберье Иисуса.
Петух, пропевший трижды при отречении апостола Петра.
Губка, которая была подана для утоления жажды Иисуса. Губка имеет красный оттенок, что свидетельствует о том, что она была смочена в вине, а не в уксусе.
Череп (или Адамова голова) в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Писанию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь Спасителя, омыв череп Адама, символически омыла всё человечество и даровала ему шанс на спасение.
Игральные кости – ими легионеры разыгрывали одежду Иисуса.
Кувшин – символ поругания, возможно, не только над Христом, но и над всем человечеством.
Меч – им святой Пётр отсёк правое ухо Малху, который был одним из рабов, схватившим Христа в Гефсиманском саду.
Клещи – ими вынимали гвозди из рук Иисуса.
Гвозди и молоток – символ пригвождения Христа к кресту.
На обратной стороне креста расположена лестница, которая использовалась для снятия мёртвого тела с креста.
Что же хотел показать автор своей инсталляцией?
Все предметы крепко закреплены, кроме лестницы. Она имеет только одну опору – по ней нереально подняться, тем более снять распятого с креста. Из кувшина течёт кровь – кровь, которую фашисты пролили во время Второй Мировой войны.
Крепко прикрепив все элементы в инсталляции, возможно, Эдвард хотел показать, что за все злодеяния фашизм (в виде немецкого офицера) никогда не будет снят с креста. Если же у кого и возникнет такое желание, шаткая лестница не позволит совершить задуманное.
МАСТЕР И ВРАЖЕСКАЯ СИЛА
Эдвард Якимович дважды пережил начало войны. В конце августа 1939 года его семья, собрав всё необходимое, отправилась в дорогу в польский город Гданьск. Там их ждал пароход. Судоходный рейс в США сулил большие надежды. Но в пути состав был обстрелян немецкими самолётами. Началась Вторая Мировая война. Погиб отец. От увиденного и пережитого заболели дети, а их в семье было одиннадцать. И мать приняла решение вернуться домой, в деревню Горно.
Вскоре Зельвенщина оказалась в составе Советской Белоруссии. Около деревни начиналось строительство аэродрома. Но утром 22 июня 1941 года аэродром и деревня были атакованы немецкими самолётами.
Наступил тот период – полный страха за жизни близких. Утром и вечером все собирались на молитву к импровизированному алтарю. Вскоре семья переехала в Зельву. Здесь у юного Эдварда появились друзья – еврейские мальчишки. Но и их не стало. Летом 1943 г. в Зельве прошла облава, еврейское население фашисты согнали на железнодорожный вокзал и увезли в неизвестном направлении. Все понимали, что их ждёт…
Семья Якимович никогда не сидела без работы: вместе пахали землю, разводили скот, изготавливали нехитрую домашнюю утварь – абсолютно все были заняты делом. Длинными зимними вечерами Эдвард стал изготавливать для своих братьев и сестёр игрушки – они у него получались особенными, яркими.
Многие зельвенцы были призваны в ряды Советской Армии. Среди них и старший брат Эдварда. В апреле 1945 г. он погиб под Кёнигсбергом – такое известие омрачило радость долгожданной Победы. И, может быть, именно под влиянием всех этих событий Эдвард и сделал инсталляцию в бутылке. Очевидец военной трагедии категорически отрицал фашистскую идеологию.
Дальнейшая судьба Эдварда Якимовича остается неизвестной. Если у вас есть какие-либо сведения о событиях, связанных с его жизнью, дайте об этом знать руководителю историко-краеведческого музея «Светоч» или администрации
СШ №3 г.п. Зельва. Тел. 8(01564)7-27-09.
По материалам научной работы «Загадочная историческая находка. Инсталляция в бутылке».
Екатерина Сергей
