15 марта – День потребителя

Все активнее в современных условиях используются цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, уже привычными для граждан стали услуги по обеспечению онлайн-оплаты покупок товаров, услуг ЖКУ, мобильной связи, интернета, железнодорожных и авиабилетов и др.

В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной информации о товарах, работах, услугах, а также об исполнителях, продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).

Если вы попали в неприятную ситуацию и приобретенный товар вместо облегчения и радости принес осадок разочарования, помните: вы всегда можете обратиться к специалистам, которые подскажут алгоритм действий и окажут правовую помощь.

В случае конфликта потребитель может обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей райисполкома (в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг) – главному специалисту отдела экономики райисполкома Мирославе Казимировне Рудой (каб. № 56, тел. 2-59-03).

В 2018 году уполномоченным по защите прав потребителей райисполкома в сфере торговли и бытового обслуживания  рассмотрено 5 обращений граждан.

По 3 обращениям оказано содействие в досудебном урегулировании конфликта, по 1 обращению составлено 2 исковых заявления в суд, по 2 обращениям разъяснен порядок оказания бытовых услуг и обмена некачественного товара.

К сведению

В рамках проведения Дня потребителя 15 марта 2019 года с 9:00 до 10:00 будет организована работа «горячей линии» с участием главного специалиста отдела экономики райисполкома Мирославы Казимировны Рудой.

Справочно-консультационную информацию, касающуюся защиты прав потребителей, можно будет получить по телефону 2-59-03.

Подсказки потребителя на каждый день

1. Если вы потеряли чек

И без чека можно предъявить магазину требования, если вам продали некачественный товар. Вместо чека могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца.

(пункт 10 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей»)

2. Вернуть товар можно, даже если он качественный

Качественный товар можно вернуть продавцу в течение 14 дней или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом (если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца).

(пункты 1,2 статьи 28 «О защите прав потребителей»)

При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно.

(пункт 4 статьи 28 «О защите прав потребителей»)

Правило не действует при покупке продуктов питания, товара, который продаётся метражом (ткани, ковры), нижнего белья, колготок, чулок и носков, изделий из драгметаллов, предметов личной гигиены и косметики, лекарственных средств,  табачных изделий, бытовой химии, мебели, игрушек, обоев, технически сложных товаров бытового назначения (электрические бытовые машины и приборы, электрические нагревательные приборы, телерадиотовары, фотоаппараты и фотокамеры цифровые, часы, компьютеры персональные, планшеты, ноутбуки, печатающие устройства, мониторы (дисплеи), сканеры, бензопилы, швейные машины, бытовая газовая аппаратура и иные товары).

4. В случае реализации товара ненадлежащего качества, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены товара;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов по устранению недостатков товара.

В случае обнаружения недостатков пищевых продуктов, товаров бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, или расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской упаковки.

(пункты 1,2 статьи 20 «О защите прав потребителей»)

5. Возврат крупногабаритного товара

Если некачественный товар оказался крупногабаритным или весит более пяти килограммов, продавец должен доставить его обратно в магазин за свой счёт. Кстати, к крупногабаритному товару относится товар, размер которого в сумме трёх измерений (высота, ширина, длина) превышает 150 сантиметров.

(пункт 13 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей»)

6. Как долго могут ремонтировать товар

Недостатки должны устраняться (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно. Максимальный срок их устранения не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. По письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до тридцати дней.

(пункт 1 статьи 22 Закона «О защите прав потребителей»)

 За нарушение сроков продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

(пункт 1 статьи 26 Закона «О защите прав потребителей»)

7. Предоставление аналогичного товара

Например, вы отнесли в салон связи некачественный мобильный телефон, который ранее здесь приобрели. Сотрудники салона забрали телефон для устранения недостатков. В этом случае потребитель вправе потребовать предоставления безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. 

Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаются Правительством Республики Беларусь (автомобили, тракторы, прицепы, мотовелотовары, мебель электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, электробигуди, игрушки, электротовары бытовые, телевизоры, видеоаппаратура и др.)

(пункт 2 статьи 22 Закона «О защите прав потребителей»)

Вам может быть интересно

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.