18 декабря – День профилактики травматизма
Детский травматизм: как уберечь ребенка
В течение последних лет травмы находятся на третьем месте в структуре смертности после болезней сердечно-сосудистой системы
и онкологических заболеваний. На долю детского травматизма приходится 22% всех травм.
Наибольшее количество травм (около 60%) дети получают в быту. И причина их в большинстве случаев – невнимательность родителей, которые не только покидают ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для его предметы, не закрывают окна и т.п. Кстати, травмы у мальчиков встречаются в 3раза чаще, чем у девочек. А с возрастом их количество значительно увеличивается.
У детей каждого возраста свои особенности развития и поведения, которые и обуславливают наиболее распространенные типы травм. Так, в грудном возрасте (до года) детский травматизм чаще всего связан с заглатыванием посторонних предметов. Малыш пытается познавать мир единственным доступным ему способом – трогает руками предметы, находящиеся в непосредственной близости, и пытается тянуть их в рот.
В возрасте от года до трех лет ребенок учится ходить и становится очень подвижным. Поэтому к травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с падениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током. После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограничивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается.
Затем ребенок идет в школу, и родители уже не могут контролировать его так, как раньше. Добавляется школьный и спортивный детский травматизм. Всплеск его часто приходится на подростковый возраст.
Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача взрослых – максимально обезопасить своего ребенка.
Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. Для грудных малышей, например, особо важен постоянный надзор: чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида.
Ребенок растет, начинает ходить, гулять на улице, так что теперь задача взрослых – максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома – спрятать от него острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, чистящие средства, краски и пр. Розетки закрыть специальными заглушками. Нужно не оставлять окна открытыми, не подпускать малыша к плите и другой опасной бытовой технике. Кроме того, нужно учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом – порезаться, а кипятком – ошпариться.
Чем старше становятся дети, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности.
Константин ТЮХАЙ, врач-хирург.
Безопасный труд – главная мера профилактики
По оперативным данным Гродненского областного управления Департамента государственной инспекции труда за январь–ноябрь 2015 года в Гродненской области на производстве погибло 11 человек, 55 получили тяжелые травмы.
Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей.
Главными мерами профилактики производственного травматизма являются:
• создание нанимателем безопасных условий труда, при которых исключено воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов;
• систематический анализ причин возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению;
• проведение инструктажей по технике безопасности. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с лицами, принятыми на работу или переведенными на другое место работы, а также с учащимися, проходящими производственную практику. Повторный инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при ввод-ном и первичном инструктажах, не реже одного раза в шесть месяцев. Внеплановый инструктаж проводится при принятии новых нормативных правовых актов, изменении технологического процесса или модернизации оборудования, перерывах в работе по профессии более 6 месяцев, поступлении информации об авариях и несчастных случаях, произошедших в однопрофильных организациях. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ, на которых оформляется наряд-допуск, проведении экскурсий в организации.
• индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности. В трудовых коллективах должна преобладать атмосфера нетерпимости к пьянству, нарушениям трудовой дисциплины и взыскательная требовательность к лицам, их допускающим.
Лариса ЮШКЕВИЧ, помощник врача-гигиениста райЦГЭ.