РЕПОРТАЖ: «Это будет самый защищенный объект» — как охраняют Белорусскую АЭС и когда ее запустят
Системы противовоздушной обороны защитят Белорусскую АЭС более чем на 100%, говорят военные, когда показывают, как охраняется атомный объект.

Батарея зенитного ракетного комплекса «Тор-М2» контролирует небо над стратегическим объектом, боевое дежурство несут круглосуточно. Как АЭС будут охранять «почти роботы», почему самолет не может упасть на станцию и какие сценарии там отрабатывают спасатели — Министерство энергетики показало БелАЭС за несколько месяцев до запуска первого блока. Кстати, теперь он в новом облике, который ранее не попадал в СМИ.
Одна из позиций, откуда охраняют небо над Белорусской АЭС, находится в непосредственной близости от станции. Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» здесь развертывают всего за три минуты. Он готов искать воздушные цели, сопровождать их и по команде уничтожить.

«Безопасность Белорусской атомной электростанции является приоритетной задачей, в том числе в Вооруженных Силах. Одним из направлений обеспечения безопасности БелАЭС является противовоздушная оборона. На сегодня с уверенностью можно констатировать факт, что комплекс «Тор-М2″ является наиболее эффективным средством малой дальности, что подтверждается его техническими характеристиками и действиями боевых расчетов на полигонах», — говорит командир 1146 гвардейского зенитного ракетного полка Андрей Долбик.
Полк заступил на боевое дежурство 1 декабря 2018 года, то есть почти год назад. Военные говорят, что за это время внештатных ситуаций не было.
«Тор-М2» способен уничтожить вертолеты, самолеты, элементы высокоточного оружия, беспилотные летательные аппараты на дальности до 12 км на высоте до 10 км на скоростях полета до 2 500 км/ч. При этом дальность обнаружения целей составляет 32 км. «Одна машина способна одновременно уничтожить 4 цели, четыре машины — 16 воздушных целей с интервалом пуска ракет 2-3 секунды», — поясняет Андрей Долбик. Чтобы было понятно — не ускользнет даже шарик диаметром 5 см.
Более того, полк ежегодно тренируется на боевых стрельбах на полигоне по сложным целям — ракетам-мишеням диаметром от 9 до 12 см и длиной чуть более метра. Причем все боевые расчеты в полку имеют успешный опыт боевых стрельб на полигоне.
«То есть все расчеты, находящиеся в полку, подготовлены. Для качественного выполнения задач боевого дежурства по противовоздушной обороне организовано взаимодействие с подразделениями радиотехнических войск, что позволяет своевременно перевести в готовность к выполнению задач по предназначению назначенные дежурные силы и средства. Также на всех позициях мы можем наблюдать круглосуточное визуальное наблюдение за воздушной обстановкой вблизи прикрываемого объекта — АЭС», — добавляет командир зенитного ракетного полка.
«Это будет самый защищенный объект», — резюмирует он, показывая в сторону атомной станции.


«Тор-М2» может работать в автоматическом режиме — включил ее, пошел пить кофе, техника сама обнаружит цель, возьмет ее на сопровождение, классифицирует, что за ней стоит. Это не просто машина, а боевой роботизированный комплекс, почти робот, отмечают военные.
Если говорить о близости государственной границы, в полку подчеркивают, что специфика действий одна — несение боевого дежурства. Это единственная боевая задача, которая выполняется в мирное время, и, по большому счету, не принципиально, 100 км или 5 км до границы — ответственность одинаково высокая.
На вооружении подразделений, которые охраняют Белорусскую АЭС, также находится передатчик помех для противодействия мультикоптерам «Гроза Р2» — это белорусское оружие для борьбы с несанкционированным проникновением дронов.

При обсуждении о безопасности АЭС часто спрашивают, сможет ли белорусская станция выдержать падение большого самолета типа Boeing.
«Представьте «Тор»: здесь 4 машины, 16 ракет. Что будет, если они попадут в самолет? Наверное, обломки до земли не долетят», — говорят военные, подчеркивая, что в противовоздушной обороне сомневаться не приходится.
Еще один стратегический для безопасности атомной станции объект — пожарная аварийно-спасательная часть (ПАСЧ), которую в 2015 году обновили современной техникой.
Сбор и выезд по тревоге — 1 минута, остальной тайминг зависит непосредственно от того, как развиваются события на месте чрезвычайной ситуации.

«Подразделение укомплектовано всем необходимым пожарно-техническим вооружением. В его штате есть штатная служба химической и радиационной защиты. Работники службы регулярно выезжают на практические занятия в чернобыльскую зону — тренировки проходят в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике», — рассказывает начальник пожарной аварийно-спасательной части на объектах АЭС Константин Лазовский.
В ПАСЧ работают люди из Бреста, Витебска, Гомеля, Орши, Борисова, Минска, Гродно. Это сборная Республики Беларусь, шутит начальник части.
Спасатели показывают, как будут реагировать на чрезвычайные ситуации — спасать людей из-под завалов и работать с опасными химическими веществами.




В здании турбины также идет подготовка к запуску первого блока.


«Нулевой километр» атомной станции — комплектное распределительное элегазовое устройство, откуда вырабатываемая электроэнергия будет попадать в энергосистему. Точные сроки, когда это произойдет, на станции пока не называют.


Физическая готовность станции составляет более 80% (97% — первый блок, 70% — второй).
«В настоящее время на пусковом блоке ведется подготовка к важнейшему этапу испытаний — горячей обкатке реакторной установки, — отмечает вице-президент, директор проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталий Полянин, говоря о готовности первого блока. — По сути, это полная имитация работы атомного блока с той лишь разницей, что вместо топлива в реакторе находятся имитаторы тепловыделяющих сборок. Этот этап проводится для подтверждения качества проведенного монтажа оборудования и соответствия реакторной установки проектным параметрам и рабочим характеристикам».
Ядерное топливо должны завести на площадку до конца текущего года. Его изготовили на Новосибирском заводе химконцентратов.
Планируется, что физический пуск первого блока произойдет в январе 2020 года.

БелТА
Комментарии отключены