Как Зельвенщина прожила целый год с коронавирусной инфекцией?..

Можете себе представить, что мы уже больше года живем с коронавирусной инфекцией? Сколько событий произошло за это время, сколько раз ситуация с CОVID-19 менялась!.. И не только она, еще и мысли граждан: от неверия и надежды, что до нас угроза из Китая не доберется, до паники – после первых выявленных случаев в стране – и несознательного отношения к проблеме во время затишья после первой волны. Давайте все-таки по порядку.

Все, что известно о коронавирусе: от статистики до лечения COVID-19 |  События в мире - оценки и прогнозы из Германии и Европы | DW | 01.12.2020

Первый, завозной, случай в Беларуси, несомненно, помнят все. 27 февраля 2020 года он был выявлен у иранского студента, приехавшего в нашу страну. Это был первый, зарегистрированный у нас случай неизвестной, еще не изученной во всем мире, да и в нашей Беларуси, инфекции. Люди тогда напряглись, что и не удивительно: такие средства защиты, как маски и антисептики, крайне редко встречались. А если где и появлялись, то расхватывались моментально. А если вспомнить про количество заболевших за день?.. Припоминаю теперь: всех тогда невольно радовало, что в Беларуси (согласно мониторингу) это число не росло в геометрической прогрессии, в отличие от США, Италии, Испании и других государств.

В Зельвенском же районе первый случай CОVID-19 был выявлен 20 апреля 2020 года. Он не завозной, не связанный с поездками за границу и с контактами с вернувшимися оттуда людьми. Человек заразился именно здесь, внутри страны.

– Инфекция была новая – поэтапно выводились противоэпидемические планы по ее сдерживанию как на уровне республики, так и у нас в районе, – говорит главный врач райЦГЭ Анна Алексеевич.

Для минимизации рисков заражения вводились запреты на проведение массовых мероприятий, ограничение по количеству людей (в одном помещении – не больше 5 человек). На совещания в одном кабинете собираться нельзя было – освоили конференц-связь, присутствовать на работе нежелательно – перешли на «удалёнку». На рабочих места требовали ношения масок, соблюдения дистанции, обработки рук, помещений дезсредствами, а на проходных – измерения температуры.

– Мы (имеется ввиду райЦГЭ – Прим. автора), как контролирующий орган, проверяли, как субъектами выполняются все противоэпидемические нормы, – отмечает Анна Викторовна.

Заметим, что повсеместно масочный режим был введен только в ноябре, в разгар второй волны. И тут встает вопрос: почему же не сразу? Как объяснила специалист центра, по мере изучения вируса менялись и решения Минздрава: мероприятия дополнялись, изменялись, ужесточались или, наоборот, смягчались.  

За этот год и по заболеваемости были резкие подъёмы (ноябрь-январь самые пиковые месяцы) и спады.

С появления первых ковидных больных в районной больнице началась реорганизация отделений. Администрацией ЦРБ были организованы выезды ковидной бригады для непосредственного наблюдения за больными с положительным результатом на COVID-19 и контактной, которая проводит осмотр, делает забор мазков, выдает предписание на самоизоляцию. Работники райЦГЭ постоянно проводили мероприятия по установлению контактов заболевших, дезобработку в очагах, эпидрасследования, рейды.

– Если первая волна у нас в районе была плавная, то во вторую были дни, когда регистрировали по 50 случаев в день. И это, заметьте, при существенной нагрузке как на медиков, так на специалистов райЦГЭ. Максимально госпитализировали в наш стационар в октябре-феврале, – рассказывает главный врач Зельвенской ЦРБ Валерий Климович. – В марте года нынешнего открылось межрайонное инфекционное отделение в Слониме, до этого же мы лечили исключительно у себя и в зависимости от эпидситуации то расширяли инфекционные перепрофилированные отделения, то сокращали.

К слову сказать, на максимальном пике в больнице было задействовано 75 коек из 110. Медики стремились оборудовать достаточное их количество для ковидных пациентов, в том числе и с кислородом. При этом не ущемлялись права и тех, кто имел соматические и хронические заболевания.

Сейчас же в ЦРБ нет ни одного перепрофилированного отделения, всех пациентов, которые нуждаются в стационарной помощи с инфекцией CОVID-19, транспортируют сразу в слонимскую больницу.

– На протяжении года поведение людей кардинально менялось: от страха и паники до полнейшей беспечности. К вирусу же нужно относиться серьезно и раньше времени не расслабляться, ведь регистрируются и случаи тяжёлого течения болезни, и трагические исходы, – делится Анна Викторовна. – В начале эпидемии некоторые граждане даже сигнализировали по поводу и без на своих соседей, которые прибыли из других страны и якобы нарушили самоизоляцию. Еще были негативные реакции как в сторону самих, заболевших ковидом, так и их домашних контактов: «Почему это, мол, они где-то разгуливают!?»

Когда вводился масочный режим, то стали относиться к проблеме COVID-19 более серьезно: тогда регистрировалось большое количество случаев заболеваний. С того времени прошел год – люди привыкли и даже расслабились, стали более беспечными: конец весны, лето – впереди, солнце пригревает… Но не стоит забывать о профилактике, ведь коронавирусная инфекция никуда не исчезла – она рядом с нами.

– Насчет серьезности вируса мнение у населения начало меняться, когда в ЦРБ начали поступать первые инфицированные. Тут помогло сарафанное радио: наша Зельва – небольшой населенный пункт, где оно отлично работает. За год у людей наблюдалось и тяжелое течение болезни, и в реанимации лежали. В результате граждане начали бояться и параллельно с этим задумываться о профилактических мерах, сохранении собственного здоровья, – говорит Валерий Еживич. – После первой волны, где-то в середине лета, люди конкретно расслабились. И когда началась вторая волна – с октября, – и пошли еще более тяжелые пациенты, граждане и тогда еще долго раскачивались, прежде чем осознали реальную опасность и всю тяжесть ситуации.

В ТЕМУ

Как утверждают специалисты, все проведенные мероприятия по сдерживанию коронавирусной инфекции (масочный режим, социальное дистанцирование, обработка рук), положительно повлияли на спад различных инфекций: кишечных, энтеровирусов, ротовирусов, ОРИ, воздушно капельных и других.  

Конечно, во вторую волну было нелегко, но всех спасала мысль, что эта эпидемия должна же когда-нибудь закончиться.

В январе 2021-ого началась вакцинация медицинских и педагогических работников, причем с апреля – массовая. Уверены: прививка не только оградит людей от тяжелых последствий, но и значительно снизит уровень заболеваемости. Уменьшится и нагрузка на наших медиков, работников ЦГЭ, а страна в целом не будет нести такие экономические потери.

– Вакцинация – однозначно – повлияет на спад коронавирусной инфекции. Во-первых, это выработка иммунитета. У нас есть люди, которые не раз болели. У всех их болезнь, это понятно, по-разному протекала, но были и такие, у кого с каждым разом все хуже и хуже, – аргументирует Анна Викторовна. – Ведь сначала все думали: «мол, переболел, значит, уже не заболею». Но иммунитет-то держится только три месяца, а дальше все возможно. Вакцина же до двух лет будет защищать организм. Поэтому, выезжая с лекциями на предприятия, всегда объясняю людям, что если не прививаться, то грянет полномасштабная третья волна, четвертая и так далее…

– Когда только вакцина появилась, люди резко негативно отнеслись к ней. Но стоило привиться одному человеку, то и родные, знакомые, посмотрев, что с ним все хорошо, тоже захотели. Правда, сомнения у людей все равно остаются. Вот самый часто задаваемый мне вопрос: «Вакцина не изучена, зачем прививаться?» Что значит – не изучена? Данный препарат допустили на фармакологический рынок, значит, он прошел множество проверок, инстанций, – рассказывает главный врач ЦРБ. – Ведь когда строитель идет на стройку, он одевает каску, потому что знает, что на голову может упасть кирпич. В каске ему ничего не будет, а если и есть риск, то минимальный. То же самое и вакцина: люди прививаются, уже зная, что защищены от CОVID-19.

В данный момент в Зельвенской ЦРБ ни один из шлюзов не убран, и в случае ухудшении эпидситуации буквально за час можно развернуть ковидное отделение. Персоналу больницы по силам переместить пациентов в другое, провести нужную уборку, закрыть все шлюзы, организовать потоки движения – и наша больница готова принимать коронавирусных пациентов.

Именно на благоразумие людей надеются медики, которые основательно подготовились к массовой вакцинации: современное холодильное оборудование позволяет хранить большую партию вакцины с соблюдением нужного температурного режима. Привиться можно не только в процедурном кабинете, но и в амбулаториях агрогородков, а если в коллективе организации соберется больше десятка желающих вакцинироваться, то прямо на рабочее место приедет прививочная бригада. Напомним: прививают у нас российской вакциной «Спутник V». И еше – история медицины свидетельствует: победы над многими инфекционными заболеваниями были достигнуты только благодаря масштабным программам по вакцинации.

В связи с этим не может не радовать тот факт, что на данный момент вакцинация в районе набирает обороты. Хочется надеяться, что третья волна не будет такой интенсивной  или к ней вообще не придем, ведь теперь все желающие могут сделать прививку, обезопасив себя. Ну а теперь – к реалии дня сегодняшнего: на данный момент на Зельвенщине привиты 440 человек, первой дозой – 787.

Елизавета ГРИВАЧЕВСКАЯ

Фото из архива

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены