Регистр населения. Для чего он нужен?
Уже почти два года, как в Беларуси заработал регистр населения, иначе – база персональных данных граждан. Кто и зачем собирает «досье» на каждого из нас? Ответить на эти вопросы мы попросили ведущего специалиста группы по гражданству и миграции районного отдела внутренних дел Ольгу Соколов-скУЮ.
– Ольга Николаевна, что представляет собой регистр населения и для чего он нужен?
– Регистр населения – это централизованная автоматизированная информационная система, которая содержит персональные данные граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.
Наличие актуальных, эталонных данных позволяет избежать ошибок в документах. Благодаря существованию такой базы есть возможность повысить качество предоставляемых населению информационных услуг, сократить время рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Кроме того, внедрение регистра населения позволит уменьшить бумажный документооборот, то есть специалисты для получения той или иной информации не будут слать письма, запросы в другие службы и несколько дней ждать ответов. Они просто возьмут её в регистре. Например, нотариусам, а они вошли в перечень тех, кто имеет доступ к отдельным данным, приходилось высылать в наш адрес большое количество бумаг, касающихся документов того или иного гражданина.
С появлением регистра все данные собраны в одном месте. Вносимая информация – персональная и не касается хозяйственной деятельности человека. То есть туда будет заноситься дата зачисления на работу и увольнения, но уровня зарплаты или причин ухода там нет. Отмечается, что гражданин – пенсионер, но размер пенсии не указывается. Во многих европейских странах подобные регистры используются в той или иной степени. Опираясь на опыт некоторых из них, наполняется регистр населения Беларуси.
– Кто имеет доступ к персональным данным граждан? Судя по приведённым примерам, ознакомиться с досье человека может большой круг специалистов.
– Нет. Круг таких лиц строго ограничен. Согласно законодательству, доступ к регистру имеют госорганы, для которых использование персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию. Следует отметить, что вносить и получать данные на человека каждая из служб может только в рамках своей компетенции, работать только с теми данными, которые касаются определённой служебной деятельности. Другая информация тому или иному специалисту недоступна. То есть работник загса для регистрации брака может получить в регистре паспортные данные человека. Но доступа к таким данным, как, например, является ли брачующийся индивидуальным предпринимателем или пенсионером, не имеет.
Сам гражданин по заявлению может получить свои данные из регистра посредством выписки, обратившись в группу по гражданству и миграции. Один раз в год такая справка предоставляется бесплатно. При повторном обращении это будет платная услуга. Получить информацию о ком-то из родных, близких, знакомых нельзя. Персональные данные могут быть предоставлены третьему лицу либо с согласия самого гражданина, либо на основании законодательных актов. Все запросы: кто и зачем заходил в регистр – фиксируются.
– Обращались ли люди в ваше ведомство за такой выпиской?
– Нет. Дело в том, что сегодня такая справка лично для гражданина не имеет особого практического интереса. Ознакомиться с ней можно разве что из любопытства.
– Как происходит наполнение регистра?
– Наполнение регистра рассчитано на длительный период – до 2018 года. Происходит оно в режиме реального времени. На протяжении этих лет к процессу наполнения постепенно подключаются связанные с населением органы: соцзащиты, МВД, налоговая, суд, местные исполнительные и распорядительные органы, здравоохранения, образования и другие. Параллельно можно пользоваться постепенно накапливаемыми данными. Ответственность за полноту и достоверность, актуальность вносимых в регистр населения персональных данных возложена на руководителя государственной организации, вносящей эти данные.
Граждане, которые родились после 26 июля 2013 года, уже с первых дней жизни имеют идентификационный номер, внесённый в их первый документ – свидетельство о рождении. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О регистре населения» оставаться этот номер будет неизменным на протяжении всего периода существования записи в регистре.
В нашем районе есть люди, которые могут оказаться вне регистра населения, т.е. их персональных данных нет и не будет ни в одной автоматизированной базе. Они проживают по недействительным паспортам граждан СССР, так называемым «красным паспортам», либо без документов вовсе. Это происходит по причине собственной безграмотности и безразличия, а также безграмотности тех служащих и специалистов, которые оформляют им регистрацию, а также берут их на работу по недействительным документам, удостоверяющим личность.
Паспорт гражданина СССР образца 1974 года не является документом, удостоверяющим личность гражданина в Республике Беларусь, и давно признан недействительным документом. Гражданам, проживающим по «красным паспортам», необходимо в кратчайшие сроки обратиться в группу по гражданству и миграции РОВД для решения вопроса об обмене паспорта СССР на паспорт гражданина Республики Беларусь, а лицам, ответственным за регистрацию и предоставление рабочих мест, принять все необходимые меры по документированию указанных граждан.
Беседовала
Тереза КОВАЛЕВИЧ.