Так ли безобидны электронные сигареты?
Хорошо, что я не курю. Меня не душит кашель по ночам, зубы остаются белыми, волосы пахнут шампунем, а не сигаретным дымом… Я спокойно езжу на дальние расстояния, не думая о том, когда бы покурить. Да и радует тот факт, что немалая часть бюджета остается в кошельке, а не перетекает в карманы табачных компаний. А вот коллегу по-человечески жалко: каждый час ему хочется подымить. Недавно созрел на покупку электронной сигареты. Она, мол, совершенно безвредна…
– Я завязал с курением! – радостно сообщил как-то мой еще один знакомый Андрей. И тут же достал из кармана электронную сигарету. С ней он курильщиком себя не считает, ведь это, по его словам, не табачное изделие, а просто модный девайс, который формирует его имидж и стиль. Ну не знаю-не знаю: лично мне кажутся смешными люди, которые публично затягиваются пластмассовой штуковиной. Когда-то в детском саду мальчишки шутили, затягиваясь шариковой ручкой и имитируя курение. Но то маленькие дети, а это взрослые люди.
Спешу разочаровать всех электрокурильщиков: ужесточение антитабачных правил грядет в Беларуси. Электронные сигареты приравняют к обычным табачным изделиям. Это значит, что все ограничения, касающиеся обычных сигарет, будут относиться и к электронным. Основным документом, регулирующим оборот и использование электронных систем курения, станет обновленный антитабачный декрет Президента № 28.
Как по мне, очень взвешенное и правильное решение. Ведь если с обычными сигаретами все понятно (мы же помним, что капля никотина убивает лошадь?), то с электронными, образно говоря, пока все затянуто «синим туманом». Во-первых, до сих пор нет единого мнения об их безопасности. Во-вторых, в тех странах (в Беларуси в том числе), где Е-сигареты не запрещены, их продажи никак не контролируются: ввози и продавай, что хочешь, кому хочешь и по любой цене. Неудивительно, что вэйперами (так называют тех, кто курит электронные сигареты) все чаще становятся подростки. Вроде как и
безобидно, а почувствовать себя «крутым» можно.
Помню радость одной молодой мамочки, которая перешла с обычных сигарет на электронные и была счастлива, что теперь при детях ей можно курить без опасения за их здоровье – нет ни дыма, ни запаха. «Так хорошо стало, ведь мне уже не нужно от них прятаться на балконе», – весело щебетала она. О том, что сам ритуал курения – затяжка и выдох – происходит постоянно на глазах у детей, которым теперь кажется это нормальным, она почему-то не подумала.
– Люди, которые говорят, что бросили курить, перейдя на электронные сигареты, обманывают и окружающих, и себя, – отмечает врач-нарколог ЦРБ Владимир Рубанович. – Да, электронная сигарета менее вредна, чем обычная, но в ней все равно содержится никотин, который отравляет организм, а человек, используя это устройство, не освобождается от самой, пожалуй, главной проблемы – психологической зависимости от курения. Меняется только сам предмет, но не отношение к нему.
Конечно, есть электронные сигареты и без никотина. Однако, по словам нарколога, человек с никотиновой зависимостью не сможет просто так вдыхать аромат груши или ванили (ароматизаторы входят в состав жидкости, которой заправляется картридж электросигареты) и довольствоваться этим. Организм будет требовать никотин! Поэтому, когда человек начинает курить электронную сигарету, он очень быстро возвращается к обычным табачным изделиям. Единственный плюсик электронной сигарете можно поставить лишь за то, что она не оказывает никакого вреда некурящим людям, то есть нет эффекта пассивного курения.
Слышала, как один курильщик с двадцатилетним стажем решил перейти на электронные сигареты, а потом и вовсе бросить. Купил дорогую сигарету за полтора миллиона неденоминированных рублей, а через два дня она у него сломалась. В итоге он сказал: «Тратиться еще и на ремонт?! Ну уж нет! Хватит на мне зарабатывать». С тех пор не курит, осо-знав, что в идеале человек должен дышать свежим воздухом, а не поглощать ментоловые или фруктовые пары. Для организма ничего бесследно не проходит. А если вам нравится яблочный вкус – съешьте яблоко, это намного полезнее.
Ирина МИКЛАШЕВИЧ.