Спецпроект «Они прославили наш край»
В нашей стране высоко ценится вклад учёных в укрепление отечественной промышленности, совершенствование социальной сферы, приумножение интеллектуального и культурного потенциала нации. Не случайно нынешний год объявлен в Беларуси Годом науки.
Большую значимость для государства и общества имеет деятельность учёных, которых взрастила зельвенская земля. Они прославили не только нашу Зельвенщину, но и страну в разных областях
науки.
В спецпроекте «Они прославили наш край», мы решили напомнить нашим читателям основные эпизоды жизни и научные открытия известных земляков.
Антон Романович Жебрак родился 27 декабря 1901 г. в деревне Збляны Зельвенского района в семье крестьянина.
В 1925 г. он окончил сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева (г. Москва). В этом же году А. Р. Жебрак становится ее аспирантом, а с 1928 года – доцентом кафедры селекции, где начинает выдающиеся исследования по генетике.
В 1929 г. А. Р. Жебрак оканчивает Институт красной профессуры.
В 1930 –1931 гг. он специализируется по генетике в Колумбийском и Калифорнийском университетах (США) в лаборатории известного генетика Т. Г. Моргана – автора хромосомной теории наследственности.
С 1931 до 1936 года Антон Романович – профессор генетики и селекции Московской академии социалистического земледелия, одновременно с 1934 г. – заведующий кафедрой генетики и цитологии сельхозакадемии имени Тимирязева. Ей, знаменитой Тимирязевке, Антон Романович отдавал все свои знания, силы, талант, опыт. «Там была его душа, вся его жизнь», – напишут позже о Жебраке его единомышленники, ученики, последователи.
С 1936 года на протяжении 13 лет Жебрак проводил работы по амфидиплоидам пшеницы. Антон Романович получил плодовитые формы после гибридизации очень многих видов культуры. Иммунитетом к болезням и вредителям, повышенным содержанием белка, величиной зерна – вот чем отличались сорта, выведенные им. Его имя стало известно во всём мире, результаты исследований охотно печатали в Советском Союзе и за границей. Но только через 15–20 лет новые сорта пшениц Жебрака вошли в Государственное сортоиспытание.
И еще несколько штрихов к портрету Антона Романовича. В 1940 году земляки-белорусы избрали его академиком АН республики. Жебрак имел к тому времени около 100 научных работ по общей генетике и генетике растений. На его груди сияли заслуженные награды – ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почета. В марте 1945 года он представлял Беларусь на Всеславянском соборе в Софии. В июне того же года в составе делегации БССР подписал в Сан-Франциско Устав Организации Объединенных Наций. После возвращения из Америки более года возглавлял отдел в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) в Москве.
Но наука оставалась для Антона Романовича главным делом. В мае 1947 года его избрали президентом Академии наук БССР.
Еще в 1939 году Антон Жебрак вместе с другими генетиками активно участ-вовал в дискуссии, защищая принципы материалистической биологии. То было время массовых репрессий. Не могли они не затронуть и ученый мир. Именно А. Р. Жебрак стал организатором и лидером выступлений против монополизма Т. Лысенко в биологии. Но на августовской 1948 г. сессии ВАСХНИЛ И. В. Сталин одобрил доклад Т. Лысенко. А что же сам Антон Романович? Слово на сессии ему дали одному из последних. Он заявил твердо и однозначно: «…нам удалось получить новые виды пшениц, которые сама природа до сего времени не создала. Мы получили довольно мощные растения с хорошим колосом, очень крупным зерном…». Если точнее, он защищал от неоправданных нападок Хлеб, полученный в результате скрещивания дикой, склонной к болезням пшеницы с шестью разновидностями английской, тремя – польской, тремя – персидской, одной – восточной и 19 (!) разновидностями твердых сортов пшениц с последующим удвоением количества хромосом. Титанический труд, подвластный рукам, сердцу и уму нерядового исследователя, одаренного ученого, просто патриота своего Отечества!
Расправа, тем не менее, состоялась. Антона Романовича отлучили от Тимирязевки, а генетику сессия ВАСХНИЛ на весь мир объявила «буржуазной абракадаброй»… После этого все исследования в стране в области классической генетики были запрещены, ученые уволены, кафедры закрыты.
В 1948 г. А. Р. Жебрак занимает должность профессора кафедры ботаники в Московском лесотехническом институте. В 1949 г. он возглавляет кафедру в Московском фармацевтическом институте, где вместе со студентами продолжает экспериментальную разработку проблем полиплоидии.
С 1957 г. и до конца своих дней А. Р. Жебрак ведет активную научную работу в Академии наук БССР, где в Институте биологии была организована лаборатория полиплоидии.
В октябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который осудил «администрирование и субъективизм в науке», открыл новые пути перед советской генетикой. Антон Романович Жебрак за-служенно стоял в первых рядах ученых, отстаивавших прогрессивное развитие биологической науки в годы беспредельного произвола Лысенко. Рождались новые замыслы. Так много хотелось успеть сделать, возместить потерянное не по своей вине время, но судьба распорядилась по-иному. Сердце Антона Романовича не выдержало эмоциональных потрясений. 20 мая 1965 г. А. Р. Жебрак скоропостижно скончался. Через всю жизнь он пронес, как знамя, честь ученого, несгибаемую волю к борьбе за истинную, не знающую компромиссов науку.
Антон Жебрак: суд чести и борьба за будущее науки
