Деньги наличные или безналичные?

View of redit cards with the logos of VISA and MasterCard in Jinan city, east Chinas Shandong province, 29 March 2009. Unpaid credit card debt on the Chinese Mainland has surged 126.5 per cent this year, prompting Beijing to warn banks to ease back on aggressive marketing tactics that encourage people to sign up for new cards. By the end of September, 7.43 billion yuan (US$1.09 billion) of credit card debt was at least six months overdue, the Peoples Bank of China said, adding bad-debt problems should be closely watched. The overdue amount represents 3.4 per cent of the total outstanding credit card debt, 0.3 percentage points higher than at the end of the second quarter this year. Mainland banks had issued 175 million credit cards as of September. In the first nine months of the year, spending using credit cards jumped 39.7 per cent from a year ago to 1.24 trillion yuan (US$182 billion). Photo: Niu Yuecheng / Imaginechina

На сей раз между двумя авторами нашей дискуссионной рубрики разгорелись дебаты на тему роли электронных денег, банкоматов и всевозможных компьютерных финансовых систем в жизни рядовых физлиц.

Вообразите себе парня на пляже в Таиланде, который хочет взять на прокат доску для серфинга. Есть там, по-вашему, инфраструктура для использования электронных денег? Что-то я сомневаюсь.
Я, знаете ли, уже наслушалась рассказов да и сама насмотрелась, как впадает в ступор очередь покупателей, когда «зависает» терминал у кассира, как растерянно бьют себя по карманам бедолаги, которым сообщили уже в кассе, что «по карточкам не обслуживаем». По-прежнему сталкиваюсь с проблемой осады банкоматов в дни зарплат и авансов: есть хочется всем, а терминалы далеко не на каждом углу.
Банковская карточка, как у любого современного человека, у меня тоже, конечно, есть, и ее я использую не только для снятия наличных. То, что «безбумажные» расчеты в какой-то степени удобны, – спорить не буду. Но когда шелестящие купюры лежат в сумочке, чувствуешь себя немножко Рокфеллером. А может просто срабатывает привычка, что деньги – это что-то материальное, что можно подержать в руках. Так как-то надежнее.
Вот вы подходите к кассе. Неужели у вас никогда не было чувства страха, что не хватит денег на карточке, особенно если она давно не проверялась? Как-то не хочется выглядеть глупо перед кассиром и очередью.
Или чувствую дискомфорт, что после манипуляций с инфокиоском расслаблюсь, потеряю концентрацию, не уложусь в отведенные суровым аппаратом 15 секунд. Карточка в таком случае заблокируется, а я буду вынуждена названивать в офис банка, бродить по инстанциям, доказывая, что я – это я, а карточка –моя! И вообще думаю: можно ли доверять деньги сетевым платежным системам, если в виртуальных подворотнях орудуют кардеры да хакеры? Вы посмотрите: даже продвинутые компьютерщики, офисные клерки, которые днюют и ночуют в виртуальной реальности, иногда не могут справиться со сбоями в системах, паникуют, забывают пароли, номера счетов, пин-коды. Что уже говорить о жителях глубинки, пенсионерах, для которых банковские карточки – настоящее покушение на народные традиции хранения сбережений в кубышках. Да и во многих деревнях веб-новации немного застряли из-за неразвитой инфраструктуры.
Лично для меня все это немного затемняет удобства виртуальных денег. Взять банальное отключение света в месте, где находится банкомат.
Или те же технические сбои. Как назло банкомат имеет свойство ломаться именно в тот момент, когда наличные нужны позарез. Например, есть банки, которые не заключают соглашения между собой. И мы не можем свободно снять деньги с карточки одного банка в банкомате другого. Будь добр, сначала заплати комиссию за транзакцию. Раз за-платила, два заплатила… Как-нибудь подсчитайте, сколько набегает за месяц.
Я вот что еще заметила – с виртуальным кошельком море по колено. Ведь в чем главная его особенность? Его не видно, а невидимое намного легче потратить. Это психология.
Банкиры любят называть карточки ключом к счету клиента. А еще указывать на то, что «пластик» человеку не принадлежит – это собственность банка. Получается немного странная вещь. Нам банк как бы дает возможность попользоваться нашими сбережениями. В чем тогда смысл? Не проще ли хранить все у себя?
…Деньги любят счет, а дело это – деликатное. Почти интимное. Деньги любят тишину. Когда никто не мешает, сообщая о сбоях и заставляя немедленно нажать кнопку, когда ты слышишь шелест купюр и уже скоро позвякивание мелочи, когда в день зарплаты ты ощущаешь тугой кошелек, ты становишься уверен в своей платежеспособности. Можешь спокойно планировать траты в режиме реального времени и полагаясь на собственные тактильные ощущения.
…А вообще у человека всегда должен быть выбор: платить наличными или нет.

Ирина МИКЛАШЕВИЧ

Стопка бумажных денег в кошельке или всего лишь тоненькая пластиковая карточка? Ответ у меня однозначен: банковская карточка. Её я люблю за то, что она экономит мне время и силы, освобождает от массы ненужных действий.
С наличными мне непросто: от большого количества купюр кошелек распухает (а к бумажным деньгам скоро добавятся ещё и монеты), продавцы часто просят или мелкие купюры, или крупные, каждый раз нужно следить за тем, чтобы самому отсчитать верную сумму, чтобы сдачу дали тоже правильно. Да и, честно признаюсь, психологически расставаться с деньгами мне нелегко. А когда я рассчитываюсь в магазине карточкой и не держу купюры в руках, о платеже и не очень-то задумываюсь – потратить не жалко.
Максимально жить по безналу я пытаюсь давно. При поездке в другой город, имея в кошельке банковскую карточку, я не волнуюсь за то, что средств вдруг не хватит – нужная сумма всегда вместе со мной. А снимать наличные в день зарплаты – это уже вчерашний день. Практически во всех объектах торговли можно совершить покупку за карточку. Никаких проблем с расчётами в магазинах, как больших, так и маленьких, я не испытываю. Даже в небольшом магазине косметики рядом с нашим домом есть терминал для безналичных расчетов, что очень упрощает жизнь покупателям. Не возникало у меня препятствий в Зельве при оплате «пластиком» обеда в кафе, при покупке билета на авто- и железнодорожном вокзале.
С тех пор как в банке, где мы получаем зарплату, появилась возможность подключить интернет-банкинг, максимально все расчеты я провожу через него. За карточку приобретала вещи в интернет-магазине, покупала билеты на поезд, самолёт. Недавно мне надо было уехать с автовокзала в г.Гродно. Знакомых, которые могли бы купить мне билет, в этом городе у меня нет. Но проблема легко решилась с помощью интернета: я зашла на сайт, выбрала необходимый маршрут и с помощью своей карточки расплатилась за покупку (правда, пришлось заплатить сервису за его услуги 10 тысяч рублей). Пару щелчков компьютерной мышкой – и билет «появился» из моего принтера. По безналу и через интернет можно рассчитаться за коммунальные услуги, интернет, телефон. А ещё – оплачивать штрафы по линии ГАИ, медицинские, туристические и другие услуги, покупать билеты на различные мероприятия, платить по кредиту, переводить деньги… В архиве системы остаются все лицевые счета, и платить вдвойне удобно.
Средства списываются с банковской карточки, квитанции можно сохранять в своём почтовом ящике, можно выводить на печать. Я всегда владею информацией об остатке средств на карточке, могу легко просчитывать, какие суммы в месяц уходят на ту или иную услугу…
Конечно, как и все, иногда я захожу в отделение банка или на почту. И меня всегда поражает, почему в очередях стоит так много людей относительно молодого возраста. Ладно, люди пожилые – всё новое они воспринимают не так быстро, поэтому приспособиться к оплате услуг через инфокиоск или интернет-банкинг им непросто, да и компьютеры есть не у всех. Но за молодых мне обидно: они тратят своё драгоценное время на абсолютно бесполезное стояние в очередях. Да, часто приходится слышать, что с системой “Расчёт” сложно разобраться. Согласна, порой возникают некоторые трудности с поиском нужного платежа. Но это лишь в первый раз. Кто-то боится, что карт-счёт могут взломать мошенники. Но это не так просто: интернет-операции клиентов выполняются только после процедуры идентификации и авторизации. Используется имя и пароль для входа, карточка ключей доступа. В случаях нарушения или разрыва соединения во время сеанса обеспечивается обязательное повторное выполнение всех указанных процедур. Кроме того, в августе начал действовать принцип нулевой ответственности держателей банковских карт. Если мошенники снимут деньги, то банк компенсирует сумму. Одно условие – владельцу «пластика» необходимо быть подключенным к системе SMS-оповещения. Сообщения информируют о приходе и расходе средств.
Носить деньги с собой опасно: всегда есть риск, что мелкие воришки вытащат кошелёк из сумки. Хорошо, если сумма там небольшая. А если наоборот? Имея в кармане “пластик”, я спокойна: даже если вдруг случится карточку потерять, деньги никуда не денутся – достаточно только позвонить в банк, и карту заблокируют.
Безусловно, абсолютно свободной от наличных денег меня не назовёшь – в кошельке водятся и бумажные купюры. Но их немного. Ведь, увы, бесполезно отправляться с банковской карточкой на рынок, к некоторым частникам – субъектам малого бизнеса. Не за все услуги можно рассчитаться в интернете. Но жизнь не стоит на месте, и надо быть готовыми к тому, что придет время, когда платить наличными деньгами будет непросто. В некоторых банках уже ввели комиссию за пересчет операционистами наличных. Да и снятие денег в банкоматах тоже бесплатным не будет. А тем людям, кто считает, что безналичные платежи ограничивают свободу, видимо, есть что скрывать. Действительно, такие операции более прозрачны и подконтрольны проверяющим органам. Но я за то, чтобы мы жили честно – от этого экономика станет более сильной, и в выигрыше будет каждый из нас.

Светлана ЯРМОЛАВИЧЕНЕ

 

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.