3 октября 2015 года в Спасо-Преображенской церкви аг. Деречин пройдет торжество по случаю 150-летия православного храма. Знакомим читателей с историей святыни, ее основными этапами становления и ролью в духовной жизни местного населения.
Этот величественный, даже огромный по деревенским меркам храм стоит как раз на перекрестке дорог Слоним – Зельва и просто притягивает пытливые взгляды людей. Он заставляет удивляться и восхищаться.
Спасо-Преображенская церковь построена в византийском стиле с пятью деревянными куполами. Средняя часть храма, с двумя боковыми дверьми, представляет правильный четырехугольник с четырьмя колоннами, на которых утвержден средний купол с восьмью окнами. В притворе помещается крестильная и ход на верхний клирос и колокольню.
Эта церковь примечательна не столько своими габаритами и интересной архитектурой, сколько удивительной настенной росписью. Алтарная и купольная часть храма украшена библейскими сюжетами и изображениями святых угодников. К большому сожалению, в церковном архиве не сохранились сведения о том, кто и когда сотворил эти удивительные шедевры. Но одно бесспорно, что автор росписей был мастером своего дела и человеком глубоковерующим.
Хорошо видны росписи во время богослужения, когда открыты Царские врата.
Сохраняя традицию помещать перед жертвенником в левой части алтаря икону «Моления о чаше», иконописец не отступил от правила и изобразил Спасителя в минуту Его самого напряженного моления, передав через краски чувства и переживания. Без благоговейного трепета смотреть на эту икону невозможно: Сам Сын Божий молится о жертве, которую Он снова и снова приносит за нас, людей.
Когда стоишь в левой части храма, как раз там, где совершается таинство исповеди, прекрасно видна роспись Рождества Христова – символа новой жизни, которая для нас как раз и начинается с покаяния.
На центральной части алтарной стены, за престолом, изображена икона Тайной Вечери. Все двенадцать апостолов вместе с Иисусом Христом, как в Евангельском повествовании, собрались в сион-ской горнице. Спаситель, собрав своих ближайших учеников, словно и нас призывает стать соучастниками этой великой тайной вечери.
На втором ярусе настенных росписей алтарной части расположены иконы Воскресения и Вознесения Христова. Между этими двумя иконами, словно небесный тайнозритель, взирает на храм шестикрылый серафим.
На боковых стенах в алтаре есть изображения великих святителей и учителей Церкви: Василия Великого и Иоанна Златоуста. Интересно, что помимо евангельских повествований, изображений святых апостолов, святителей, из всех святых, коими так богата наша вера, художник изображает лишь патриархов Петра, Филиппа и Алексия, хранителей и защитников нашей веры. Возможно, иконописец, изобразив лишь поборников православия, пожелал оставить этот храм в качестве символа православной веры в Западной Беларуси, которая, несмотря на все политические и религиозные перипетии, благодаря молитвенному заступничеству великих святителей выстояла и
окрепла.
Рассказывая об истории постройки Деречинской церкви, невозможно не упомянуть некоторые факты из истории самой деревни. Прежде всего это название. В большинстве своем белорусским деревенькам свойственна красота, мелодичность в названиях, чего не скажешь о названии Деречин: есть в нем что-то конкретное, утверждающее и немного царапающее.
Известный топонимист В. Жукевич предполагает, что название деревни происходит от клички «дереченя», что в современном русском языке обозначает «драчун». Согласно этой версии, далекие предки современных деречинцев очень уж любили помахать
кулаками.
Михаил Скобла, автор книги «Дзярэчынскі дыярыуш», ссылаясь на запись в актовой книге слонимского городского суда от 12 декабря 1575г. считает, что тогдашние пчеловоды доставали рои из колод, и это называлось «дзярэчай». Сам автор предполагает, что слово «дзярэча» сначала стало кличкой или фамилией, а уже потом послужило для образования названия местечка.
Впервые Деречин упоминается в Литовской метрике, где великий князь Витовт передал местечко Василию Копачу «за верную службу».
Много хозяев сменилось в Деречине, но самая хорошая пора для местечка настала с 17 века. В то время Деречин находился во владении князей Полубинских, а позднее, в качестве приданного, местечко со всеми имениями досталось знаменитой фамилии Сапегов, владевших обширными богатствами не только в Гроднен-ской губернии, но и во всем Литовском крае.
В 1739 г. владельцем Деречина стал Александр Михаил Сапега. Именно при его жизни был построен деречинский дворец, где находилась великолепная художественная коллекция, которая насчитывала около трехсот полотен известных художников Европы. Существовала тогда и библиотека, которая по количеству изданий и их ценности уступала в Великом княжестве Литов-ском только радзивиловской. В усадьбе Сапеги был замечательный и диковинный для наших широт сад, в котором выращивались гранаты, апельсины, ананасы и инжир. Деречин называли «малым Версалем», и очень часто в стенах дворца можно было встретиться с французскими или английскими аристократами-путешественниками. Есть версии, что после своей коронации в 1797 г. российский император Павел Первый посетил этот белорусский Версаль. Невозможно не привести цитату из книги графа Леона Потоцкого, где он пишет воспоминания о Франтишке Сапеге: «В своих странствиях неустанно переезжал он с места на место; потому что в Петербурге ему было холодно, в Португалии жарко, в Англии очень сыро, в Вильно не имел с кем дружить, а в Варшаве с кем играть в карты и не раз повторял, что только в Париже и в Деречине может на протяжении нескольких недель не скучать».
Теперь уже трудно судить о том, виноваты новые хозяева или время, которое диктовало иные условия, но к середине 19 века обстановка в Деречине стала стремительно меняться. И к началу 20 века от былой славы и великолепия ничего не осталось, кроме воспоминаний и двух кирпичных столбов, возвышавшихся на рыночной площади и при въезде в д. Алексичи (последний сохранился до наших дней). Священник Иосиф Карский, служивший в Деречинской церкви (кон.19–нач.20 вв.), пишет о том, что эти столбы поставлены в память миссии ордена доминикан, которая была направлена на совращение православных в католичество.
Несмотря на непростое общественно-политическое положение западной части Белоруссии, межконфессиональные отношения в Деречине носили веротерпимый характер. По свидетельству свящ. Иосифа Карского, в 1897 году числилось христиан 782, евреев 1881 человек и татар – 16. Поэтому с давних времен в местечке действовали католический костел, православная церковь и еврейская синагога. Интересен тот факт, что в 19 веке по числу православных прихожан Деречинский приход занимал первое место в Гродненской епархии.
Екатерина Белоцкая.