Для Николая Барташевича из Деречинского МУПК главная оценка его работы – благодарность учеников
Завтра мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством
Деречинского детского сада – средней школы Николай Барташевич отмечает свой 60-летний юбилей.
За плечами этого человека – богатый профессиональный опыт и настоящая самоотдача любимому делу, подчеркивают коллеги педагога.
«Если есть желание научиться водить машину, – с большим удовольствием помогу освоить навыки ее вождения», – именно с такой убедительной фразы начинает свои занятия с новичками Николай Александрович. Вот уж 36-й год он учит старшеклассников, да и людей постарше крутить баранку, переключать передачи, смотреть в зеркала, объезжать неровности и препятствия, правильно проезжать перекрестки, заблаговременно оценивать ситуацию на дороге. И надо сказать, аварий или каких-либо происшествий с участием его курсантов за три с лишним десятка лет не зарегистрировано. А все потому, что из-под своего крыла мастер выпускает грамотных и уверенных участников дорожного движения.
Начало трудовой биографии нашего собеседника совпало с открытием учебно-производственного комбината в деревне Деречин. Как раз в конце 70-х годов Николай Барташевич закончил Жировичский сельскохозяйственный техникум и вернулся на малую родину. Юношеский интерес к технике ранее повлиял на выбор специальности «техник-механик». За годы учебы и службы в армии Николай понял, что не только мастерски управляет автотранспортом, но и есть желание учить этому других. Поэтому предложение руководства МУПК принял с удовольствием. Спустя несколько лет получил диплом преподавателя автотранспорта и трудового обучения.
– Моя профессия не относится к категории простых и легких, – признается Николай Александрович. – Бывает, за несколько часов вождения так вымотаешься. К сожалению, не каждому человеку свойственно быстро применить на практике полученные теоретические знания. Многие факторы играют свою роль – и личные качества, и темперамент, и общее развитие … Тут нужен индивидуальный подход. Смотришь, через пару-тройку дней усердных занятий курсант уверенно поехал. Радостно, что силы и время потрачены не зря. Вдвойне приятно, когда видишь своих бывших учеников за рулем большегрузных автомобилей, общественного транспорта. Когда при встрече говорят «спасибо». В простой искренней человеческой благодарности – оценка моего труда, награда за полученные знания, стимул дальше работать.
– Может, были в вашей практике ученики, которые наиболее запомнились, – интересуюсь.
– Конечно, помню даже тех, кто заканчивал курсы вождения в первые годы моего преподавания, – с улыбкой отвечает Николай Александрович. – Сегодня они успешно работают в местном СПК, других сельскохозяйственных кооперативах и организациях района. Несколько моих бывших курсантов открыли свой бизнес. И несомненно, полученные водительские права пригодились всем моим бывшим ученикам. Более того, азы вождения уже освоили их дети.
– Если называть количественное число обученных вами людей, сколько их? И кто, на ваш взгляд, мужчины или женщины лучше водят машину?
– Более 2 тысяч человек успешно прошли курс обучения в Деречине и получили водительское удостоверение. С половиной из них занимался я. Однозначно не скажу, что женщины водят хуже. Был у меня случай, когда курсантка среднего возраста на лету запоминала устройство автомобиля, легко ей давались правила дорожного движения, за рулем машины чувствовала себя более уверенно, чем мужчины данной группы. Через несколько лет учиться ко мне пришла ее дочь с такими же способностями. И подобных примеров, когда представительницы слабого пола легко водят автомобиль, можно привести сотню.
– Скажите, как инструктор вы терпеливы к своим ученикам?
– Начну с того, что обучение вождению – сложный и ответственный процесс. За все действия ученика, за все ситуации во время передвижения по населенному пункту и за его пределами ответственность несет мастер, ошибки и невнимательность на дороге недопустимы. Поэтому приходится быть и строгим, и требовательным. В то же время, спокойным и уравновешенным.
Кстати, именно так охарактеризовали Николая Александровича и директор структурного подразделения, и его коллеги по учебному процессу. Добавив при этом, что этот человек вобрал в себя лучшие качества педагога, мастера и психолога. Николай Барташевич пользуется огромным уважением в коллективе. Молодые мастера считают его настоящим наставником, отзывчивым и доброжелательным товарищем, руководство ценит его как высочайшего профессионала, дисциплинированного и пунктуального при исполнении своих обязанностей. Неоднократно ученики Барташевича занимали первые места в областном конкурсе «Лучший по профессии», сам же мастер производственного обучения награждался грамотами Гродненского областного управления образования и отдела образования райисполкома. Об отношении Николая Александровича к технике много говорить не надо, стоит только упомянуть, что автомобиль “ГАЗ-52”, закрепленный за ним более 30 лет назад, и сегодня технически исправен.
Портрет нашего героя был бы не полным, не назови мы ещё несколько ярких событий из его семейной жизни. Супружескому союзу Николая Александровича с Валентиной Николаевной уже более 35 лет. На радость дедушке и бабушке подрастают две внучки и внук. В свободное от работы время семья Барташевичей любит активный отдых. Зимой отдают предпочтение лыжным прогулкам, летом хобби – ягоды и грибы. В обязательном графике выходного дня – экскурсии и путешествия по Беларуси.
Людмила ПОПКО.