Из трех тысяч евреев спаслись единицы. Трагедию Деречинского гетто рассказываем в проекте «Место преступления»

В июне 1942 года на окраине деревни Деречин фашистские нелюди расстреляли около трех тысяч местных евреев. Всего же в годы Великой Отечественной войны на Зельвенщине были уничтожены более восьми тысяч мирных жителей.

В единой семье

Доподлинно известно, что в местечке Деречин в мире и согласии с другими национальностями евреи жили уже в 1619 году. Занимались преимущественно торговлей и ремеслом. По последней довоенной переписи 1921 года их количество составляло 1346 человек. В местечке работали небольшие мастерские, действовала синагога, религиозная жизнь евреев шла под руководством раввина Бакальчука – последнего раввина местечка. Формирование же еврейской общины Зельвы было связано с проведением базара, который работал в августе на протяжении четырех недель. 

– Перед Великой Отечественной войной в Деречине и Зельве евреи жили практически на каждой улице, – рассказывает историк-краевед Лилия Сидорко– С установлением советской власти были сохранены магазинчики, лавочки, цеха, мастерские. Евреев в БССР уважали и давали им возможность развиваться наряду с другими национальностями.

Совершенно иная политика велась на оккупированной территории Польши, где процветала антисемистская политика, а немцы претворяли в жизнь «окончательное решение еврейского вопроса». Потому польские евреи-беженцы ринулись на восток, в БССР, и Зельвенщина не стала исключением. Местные евреи гостеприимно принимали братьев по крови в своих домах, хотя приходилось потесниться. Однако страшная трагедия не миновала и белорусские земли…

Черные тучи над Зельвенщиной

К 1 июля 1941 года Зельвенский район был полностью оккупирован фашистскими захватчиками (и находился под фашистским гнетом более трех долгих лет – прим. авторов). Немецкие власти сразу установили «новый порядок», а в наиболее крупных населенных пунктах – Зельве, Деречине, Голынке, Мижеричах, Самаровичах и других – создали военно-полицейские гарнизоны. В деречинском гарнизоне, например, насчитывалось около 60 полицейских и карательный отряд из украинских националистов – примерно 50 человек. 

Район был разделен на две части: граница шла по реке Зельвянка. Западная часть вошла в округ «Белосток» Восточной Пруссии, где ходили немецкие рейхсмарки, восточную присоединили к генеральному округу «Беларусь» (или как его еще называли «Белорутения»), здесь действовали более жесткие законы и ходили оккупационные денежные единицы – оккупационные марки. На протяжении всей границы в населенных пунктах Кошели, Александровщина, Подболотье и других были установлены немецкие полицейские пограничные посты, которые в материалах архивных уголовных дел назывались «цоль». В поселке Зельва под руководством немецких офицеров была создана жандармерия, руками которых и совершались преступления в отношении мирного населения. Как и во всех других регионах Западной Европы и БССР, немецкие оккупанты запустили на Зельвенщине программу по уничтожению еврейского населения. 

Унижения, голод, смерть

В начале 1942 года немецкие каратели собрали в Деречине всех евреев из местечка и близлежащих деревень и создали место принудительного содержания – гетто. На данный момент расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа сведений об иных местах принудительного содержания населения на территории района нет. Открытые источники свидетельствуют, что в Деречинском гетто содержалось около 2700 человек. Остальные евреи были вывезены и уничтожены в других местах.

Вот как описывает место расположения гетто Геннадий Ковш, методист Зельвенского районного центра культуры и народного творчества:

«Со слов О. М. Януля гетто в агрогородке Деречин располагалось в годы Великой Отечественной войны вблизи пересечения нынешних улиц Советской и Матросова, с западной части граничило с рекой Сипой. Территория гетто имела форму, близкую к прямоугольной, располагалось вблизи ранее стоявшего здания синагоги, которая до настоящего времени не сохранилась… В настоящее время участок, где располагалось гетто, представляет собой луг, каких-либо обозначений, что здесь находилось гетто или синагога, нет».

В годы войны территория гетто представляла собой улицу и переулок, огражденный колючей проволокой. Все евреи под страхом расстрела были обязаны носить спереди и сзади нашивку в виде шестиконечной звезды.

– Жизнь в гетто Деречина ничем не отличалась от жизни в других подобных гетто: полная антисанитария, нехватка продуктов питания, тяжелые условия труда и, как следствие, высокая смертность, – рассказывает историк-краевед Татьяна Бабарика, директор Каролинской средней школы, которая много лет занимается историей еврейства в регионе. – Это было существование в ожидании смерти. Евреи жили в гетто в страшной тесноте, грязи и голоде. Начались эпидемии и всевозможные болезни, уносящие ежедневно жизни узников. Немцы регулярно проводили «акции», во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных: детей, стариков и больных. А за ними на очереди были и трудоспособные.

Узникам гетто запрещались какие бы то ни было формы общественной деятельности, отправление религиозных обрядов, культурная деятельность и даже рождение детей. Перед смертью евреи должны были осознать, что они – люди низшего сорта. Немцы хотели их морально раздавить, а потом – убить.

Все трудоспособные евреи должны были к семи часам утра ежедневно являться в юденрат – еврейский совет для распределения на принудительные работы. Немецкие оккупанты и коллаборанты безнаказанно издевались над евреями, избивали их резиновыми палками и «убивали для своей личной утехи из огнестрельного оружия». Кроме того, по воспоминаниям старожилов, молодых евреев запрягали в рессорную коляску, и они катали в ней по городу начальника жандармерии.

Из воспоминаний Раисы Городинской – Рэши Бешкиной, которая впоследствии в Израиле издала книгу «Молодость моя – Белоруссия», рассказав о Деречинской еврейской общине, тяжелом существовании в Деречинском гетто, издевательствах нацистов над узниками и гибели своего отца:

«От юденрата потребовали «контрибуцию» в размере нескольких килограммов золота и серебра, взяв в заложники 15 евреев до выплаты. Несмотря на все усилия, узники не смогли собрать нужное количество драгоценностей, и немцы убили заложников…

Немцы и полицаи постоянно отбирали еврейских девушек и увозили их в свой штаб – никто из них не вернулся, трудоспособных мужчин часто увозили на какие-то работы в Слонимское гетто – и никто из них также не вернулся. По доносу арестовали и расстреляли несколько евреев, решивших организовать побег. Несколько полицаев, которые дружили до войны с евреями и попытались каким-то образом облегчить им жизнь, тоже расстреляли по доносу».

Деречин утопал в крови 

В апреле 1942 года немецкий карательный отряд убил 150 евреев Деречина в качестве мести и устрашения за побег из гетто семи узников.

Из воспоминаний Тамары Лебеденко, которая в 1998 году записала рассказ своей матери о военном лихолетье в Деречине:

«Где-то летом – осенью 1942 года началось «избиение» евреев в Деречинском гетто. На берегу реки, напротив гетто, были выкопаны ямы, а также там, где теперь размещается памятник погибшим евреям. Их выгоняли к ямам, расстреливали и закапывали в ямах, порой живых. Некоторые евреи пробовали убегать, но их расстреливали. Деречин тонул в крови, мозг из разбитых голов был разбрызган вместе с кровью по стенам домов. Так начались трудные для Деречина и деречинцев дни…»

Деречин памятник погибшим евреям.jpg

23-26 июня 1942 года жандармы и полицаи ликвидировали гетто, зверски погубив около трех тысяч евреев. Убитых хоронили в воронках от авиационных бомб, шесть из которых были на окраине Деречина, а две – в центре местечка. По словам очевидцев, «все местечко от старого до малого обоего пола было повыбито».

«На рассвете помощники полицаев начали копать ямы у дороги за мельницей. После полудня евреев согнали в колонну и в окружении полицаев повели к месту убийства: мужчин, подростков и женщин с младенцами на руках. Впереди шел председатель юденрата. На некотором расстоянии от ям евреев остановили и заставили раздеться догола. Полицаи отделяли людей группами, избивая, гнали к яме и убивали».

После массового расстрела гетто разграбили. Тех немногих, кого в домах находили живыми (а это в основном старики и инвалиды), расстреливали на месте. Жуткие факты нашли свое подтверждение в материалах архивных уголовных дел. В частности – в отношении П. Ф. Гербика, который был командиром отряда «самоаховы» до 1943 года и принимал активное участие в расстреле евреев из Деречинского гетто, вывозе трупов из гетто, их захоронении, разграблении имущества убитых. Из этого же уголовного дела следует, что летом 1942 года партизанский отряд «Победа» разогнал немцев и «самоаховцев» в количестве 150 человек из местечка Деречин, однако через какое-то время партизаны оставили местечко, так как немцы бросили на них власовские войска. 

– Прокуратура Гродненской области в рамках расследуемого уголовного дела продолжает изучение архивных уголовных дел, которые являются одним из источников получения достоверных сведений и живых фактов злодеяний, творившихся на территории Зельвенского района, – подчеркивает заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат. – Как пример – уголовные дела в отношении А. Н. Шлыка и И. И. Горбача, которые летом 1942 года принимали участие в конвоировании и охране при расстреле евреев. Они свидетельствуют, что расстрел евреев проходил недалеко от кладбища местечка Деречин, проводили его специальные подразделения СС и прибывшие немцы из полиции г.Слонима, он длился три дня, расстреляно до двух тысяч человек. А из архивного уголовного дела в отношении обвиняемого И. О. Жука следует, что после расстрела евреев, он с иными «самоаховцами» по приказу немецких властей закапывал трупы расстрелянных, а затем собирал вещи убитых евреев для немцев.

Более тысячи евреев Зельвенщины были вывезены и уничтожены в других местах, в том числе – в гетто Волковыска и концлагерях Польши. И только незначительная часть смогла чудом избежать смерти. Самые удачливые примкнули к партизанскому отряду под командованием Павла Булака или еврейскому партизанскому отряду Иехезкеля Атласа, который состоял из 120 евреев, бежавших из Деречинского гетто. Бывшая узница Раиса Городинская, семью которой в 1942-м убили фашисты, была в числе тех, кому посчастливилось выжить и стать бойцом партизанского отряда. Она неоднократно участвовала в боевых операциях, была ранена. Награждена орденом Отечественной войны первой степени и медалью «Партизану Отечественной войны».

Несмотря на кровавые страницы военных лет, встречаются и другие истории: полицай Владимир Залевский спас еврейскую девушку Соню Шелкович, которую полюбил еще до войны. Сумел вывести ее из гетто, спрятать в доме своих родителей, а затем переправить в партизанский отряд, где она стала связной в партизанской бригаде «Победа», после войны вышла замуж за своего сослуживца Федора Вилисова. Долгое время работала в отделе образования Дятловского райисполкома, родила сына, который пошел по стопам родителей и стал военным. К сожалению, ни Федора Вилисова, ни Софьи Шелкович уже нет в живых, но память об их героическом прошлом хранится в памяти земляков.

История без белых пятен

В 1948 году в Деречине на месте акта человеконенавистничества установлен обелиск в память о более чем четырех тысячах евреях. Часть фамилий жертв фашизма удалось установить с помощью местных жителей, они опубликованы в историко-документальной хронике «Памяць. Зельвенскi раён», остальные до сей поры остаются неизвестными. 

Оставшиеся в живых евреи и их потомки после войны не прекратили поиски своих родных, зверски уничтоженных немецкими оккупантами. В 2013 году при проведении полевых поисковых работ были обнаружены костные останки пятидесяти человек…

– В настоящее время в рамках расследуемого уголовного дела о геноциде белорусского народа, возбужденного Генеральным прокурором Республики Беларусь, следственная группа проводит масштабную работу по изучению всех имеющихся источников, в которых находятся сведения об уничтоженных мирных гражданах, военнопленных на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны с целью подсчета фактического количества уничтоженных, – подчеркивает Андрей Скурат. – Это позволит не только получить точную цифру убитых, замученных, повешенных мирных жителей и военнопленных во время войны, но и выявить ранее неизвестных лиц, пострадавших от преступлений нацистов на нашей земле, а главное – увековечить память о них.

В Израиле на мемориальном кладбище в Холоне установлен символический памятник евреям Деречина, погибших от рук нацистов. 

Люди с большими сердцами

– Несмотря на все это, люди стремились выжить, выживали и боролись с фашистской нечистью, – отмечает краевед Лилия Сидорко– Сегодня, после осмысления всех ужасов человеческой катастрофы, надо больше говорить о тех людях, благодаря которым были спасены жизни людей, подлежащих уничтожению только за то, что были евреями по национальности. Имя таким людям придумал центр научных исследований и памятник жертвам Катастрофы европейского еврейства Яд Вашем – «Праведники народов мира».

Немцы постоянно предупреждали местное население: не пускать, не кормить и не прятать евреев за пределами гетто под угрозой смертной казни. За то, что еврей зашел в дом и переночевал, нацисты расстреливали всю семью. Для того чтобы впустить в дом голодных, замерзающих, оборванных, а нередко голых и окровавленных, выбравшихся из расстрельных рвов евреев, требовалось не просто мужество, а самопожертвование. Находились люди, которые ценой собственной жизни спасали евреев, предоставляя им кров и помощь. На Зельвенщине звания «Праведник народов мира» удостоены трое жителей района: Филомена и Анна Дедович – за спасение Ноаха Мельника в Деречине, Иван Иголко – за спасение Хаима Ротмана в деревне Горно, Станислав Буслович и Стефания Черняк – за спасение Ирвина Резника и Ноаха Каплинского в деревне Кремяница. 

– Когда в семью Станислава Бусловича пришла беда, у старшего сына Вацлава началась гангрена ноги из-за травмы ржавым гвоздем. Мальчика спас легендарный доктор Резник, – рассказывает краевед Татьяна Бабарика– Опытный врач сделал операцию и долго лечил юного пациента, не взяв за это оплаты. Когда же доктор-еврей попал в Волковысское гетто и вместе с товарищем по несчастью Ноахом Каплинским бежал, подкупив охрану, – он нашел спасение в семье Буслович. Благодарный Станислав целых два года прятал беглецов в схроне в 150 метрах от дома. А когда в деревне планировались облавы, заранее вывозил их на хутор к Стефании Черняк. Высокое звание «Праведник народа мира» было присвоено Станиславу Бусловичу и Стефании Черняк посмертно в 1999 году.

А спасшегося из гетто Деречина еврейского мальчика Хаима Ротмана приютила семья Иголко из деревни Горно. Старший сын хозяина Иван оставил восьмилетнего Хаима (которого позже стали называть Геной) в семье за пастушка. Осенью 1942 года, когда всех уцелевших после массового расстрела евреев стали вывозить в Польшу, в концентрационные лагеря, гитлеровцы искали узников, убежавших из гетто. Иван Иголко больше недели прятал своего маленького пастушка то в склепе, то в стоге сена. В этой ситуации уникально то, что об этом знала вся деревня, и никто из жителей не выдал мальчика.Так и остался Гена жить в семье Иголко до конца войны. Через некоторое время старший брат Яков нашел подросшего и возмужавшего Хаима – Гену, забрал в свою семью. Гена окончил военное училище, работал в Сибири, на Украине, затем переехал в Израиль. Но не забывал про белорусскую деревушку Горно, поддерживал связь со своими спасителями, звонил, писал письма. А когда приезжал, вся деревня встречала его как родного. Старшие вспоминали былое, младшие слушали дивную историю спасения сына деревни Горно – еврейского мальчика Хаима.

Крепкие нити памяти

Память о войне живет на Зельвенской земле. Она словно ниточка, связавшая день вчерашний и сегодняшний, нравственный ориентир, к которому стремятся все наследники Великой Победы.

– В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков мы планируем навести порядок и провести текущие ремонты на воинских захоронениях, памятниках воинской славы и местах геноцида советских граждан, – рассказывает заместитель председателя Зельвенского райисполкома Сергей Лойко. – В том числе и в агрогородке Деречин, где фашисты жесточайшим образом убили жителей еврейской национальности. 

В честь знаковой даты нашей страны в регионе пройдет традиционная патриотическая акция «От памятника к памятнику», в ходе которой актив и молодежь посетят места увековечивания памяти жертв фашизма, героев Великой Отечественной войны и мирных жителей нашего края. Мы должны привить подрастающему поколению иммунитет против нацизма, чтобы дети понимали, что мирное небо отвоевано ценой тысячей жизней, а фашизм, геноцид – это проклятье человечества, которое никогда не должно повториться.

IMG_3516.JPG

В этом году в г.п. Зельва в рамках международного фестиваля «Легендарные эпохи» планируют реконструировать и события Великой Отечественной войны, а участие в ней примут не только белорусские клубы, но и российские. В музеях учреждений образования проходят и пройдут трогательные экскурсии на местном материале. А в музее истории Деречина, который стал настоящей жемчужиной агрогородка, появится новая экспозиция о геноциде советского народа. Осмысление общечеловеческой значимости трагедии, воспитание веротерпимости и толерантности помогут лучше понять актуальность уроков Холокоста и недопустить повторения насилия по отношению к любой нации, любому народу.

grodnonews.by

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены