Как оказать психологическую помощь в посттравматической ситуации?
Одним из базисных положений является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами как консультанта, так и терапевта является обеспечение доступа клиента к этим ресурсам. Сущность психологической помощи в посттравматической ситуации заключается в том, чтобы пострадавший сам смог запустить механизм ответственности за себя, за свое поведение, здоровье.

1. Важно помнить, что в кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Дайте ему знать, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению. Подойдите к нему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «скорая помощь»». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит.
2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени в ней нуждается.
3. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов: они очень неприятны человеку в кризисной ситуации.
4. Осторожно (действуя по ситуации) устанавливайте телесный контакт. Он обычно успокаивает пострадавшего. Поэтому возьмите его за руку или дотроньтесь до плеча. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне (ориентируясь на линию глаз), что и пострадавший. Даже оказывая ему медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.
5. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его внимательно, активно, не перебивайте. Будьте терпеливы, выполняя свои обязанности, проявляйте внимание к чувствам и мыслям пострадавшего.
6. Говорите спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Пересказывайте позитивное. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.
7. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае. Расскажите о ваших квалификации и опыте. Профессиональная компетентность успокаивает.
8. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним столько времени, сколько будет необходимо.
9. Позвольте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Если это возможно, дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственной значимости, зафиксируйте его способность контролировать и регулировать себя.
Психолог Зельвенской ЦРБ
Анатолий ЛЯЦКИЙ
Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Комментарии отключены