«Кірмашовы цуд»: традиции и современность
В конкурсе на лучший стилизованный костюм, который прошел во время Анненской ярмарки, приняли участие работники районного Дома ремёсел, сельских учреждений культуры, жители и гости посёлка. Организаторы и создатели нарядов сделали акцент на привлечении внимания к уникальным ценностям традиционного белорусского костюма, его этнической самобытности.
Создание любого наряда за-ключается, прежде всего, в проживании его автором образа. Ведь для того, чтобы он родился, нужно знать не только историю костюма, уметь разбираться в тканях, но и владеть приёмами вышивки и аппликации, работать с цветом и формой. Это творческая профессия!
Вечером на летней эстраде все желающие смогли насладиться дизайнерским творчеством вживую. На конкурс были представлены оригинальные работы, каждая из которых за-служивает отдельного внимания.
В состав жюри вошли преподаватель детской школы искусств Жанна Евтуховская, дизайнер одежды Надежда Рабчинская и педагог дополнительного образования центра творчества детей и молодежи г.п. Зельва Елена Жук.
Каждая из пяти показанных коллекций объединила в себе работы нескольких авторов: «Беларускі ўзор», «Спадчына», «Калекцыя касцюмаў XVIII стагоддзя», «Крэатыў» и «Непаўторнасць».
Открыла парад мод коллекция под названием «Белорусский узор».
В основу моделей одежды Веры Жилко и Оксаны Шишловской легли вышитые гладью и крестиком рушники, которые сразу привлекли внимание зрителей. А Елена Суша, жительница Червоного Села, представила платье из самотканого неотбеленного льняного полотна, украшенного ручной вышивкой.
Отличился и Кошелевский Дом фольклора, который позволил зрителям окунуться в атмо-сферу конца XIX–начала XX века. «Кашалёўскі строй» – так назывался костюм, который состоял из белой рубашки и длинной юбки необычного покроя.
Работники Доброселецкого и Мижеричского СДК, также Деречинского ЦДК представили праздничные женские наряды, в деталях которых отразилась вся самобытность и неповторимость белорусских традиций.
Комплект ручной работы «Славяначка» Валентины Ступчик из деревни Словатичи поразил жюри и зрителей своей легкостью и кроем: широкие складки придали юбке из зеленого сукна особую женственность и нарядность.
В своей коллекции «Спадчына» любитель-модельер Елена Жидок попыталась объединить традиционные и современные тенденции в одежде. Здесь можно было увидеть белорусский, украинский, польский и литовский народные костюмы, а также платья, сорочки, юбки. Настоящим сюрпризом стал вальс в исполнении Анастасии и Дмитрия Жидок, которые представили костюмы под названием «Князь і князёўна».
Как свидетельствует история, в Зельву на Анненскую ярмарку приезжали не только, чтобы купить и продать, но и продемонстрировать свои уникальные наряды. Работники Доброселецкого, Князевского и Голынковского СДК постарались воссоздать костюмы XVIII века: «Шляхецкая пані», «Міс Пяшчота» і «Вярсальскія карункі». Любовь Погорелова, художественный руководитель Кривичского СДК, выполнила льняное платье-сарафан для паненки среднего сословия.
Огромный интерес у зрителей вызвала коллекция «Крэатыў», над созданием которой трудились Ирина Деречиник (льняной костюм с аппликацией из глины), Диана Вишневская (льняной наряд, украшенный бумажными цветами), работники Кошелёвского ДФ (костюм «Бягучая па хвалях») и Бородичского ЦКиД (комплект «Чароўны лён»).
Завершила показ коллекция вечерних платьев «Непаўторнасць». Модели из атласа и шифона, органзы и фатина, обрамлённые оригинальными деталями и отделкой, привлекали внимание зрителей.
При подведении итогов учитывалось, прежде всего, соответствие костюмов праздничной тематике, особенность их представления, а также музыкальная и сценическая культура. Жюри оценивало также гармоничную целостность одежды, отражение в ней белорусских традиций и уровень мастерства при их создании.
Победителями были признаны работники Кошелёвского Дома фольклора, которые представили коллекцию женских белорусских костюмов конца XIX– начала XX века – «Пятрэвіцкі строй». Второе место заняла дизайнер Елена Жидок, третье – досталось Елене Суша.
Одна из важнейших особенностей белорусского костюма – его приверженность традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, он долгое время сохраняет свой неизменный крой. Но, несмотря на эту самую устойчивость так называемого «белорусского облика», мастера всегда находили и будут находить необычные варианты для его воплощения.
Евгения БЕЛОУСОВА.