КоАП и ПиКоАП: новации законодательства

Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности.

Из КОаП планируют исключить статьи, по которым никто не привлекается к  ответственности » Политринг - Новости Беларуси

Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. Лицо, к которому применены указанные меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.

К таким мерам относятся:

— устное замечание (подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимостиnпротивоправного поведения с его стороны);

— предупреждение (заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения);

— меры воспитательного воздействия (которые применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение).

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

— разъяснение законодательства;

— принесение извинений потерпевшему;

— обязанность загладить причиненный вред;

— ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер. Они будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего.

При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения.

А когда все эти меры не дадут эффекта, несовершеннолетний будет подвергнут взысканию. Все административные правонарушения разделены на три категории:

— административные проступки (правонарушения, за которые налагается административный штраф: для физических лиц – до 10 БВ, ИП – до 25 БВ, организации – до 50 БВ);

— значительные административные правонарушения (правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф. Размеры штрафа: для физических лиц – более 10 БВ, ИП – более 25 БВ и организации – более 50 БВ);

— грубые административные правонарушения (правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность).

От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия. При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этомслучае возможно и наложение административного взыскания.

Решение о выборе меры воздействия будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.

При этом в целях обеспечения безопасности на дорогах предусмотрен ряд исключений из общего правила об освобождении от ответственности за впервые совершенный административный проступок. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков.

В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.

На практике механизм освобождения от ответственности за административные проступки выглядит следующим образом: водитель во время движения использует мобильный телефон.

Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории административных проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение. Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс, и штраф составит не более 0,5 БВ. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам, и штраф может достигать 2 БВ.

Еще одно важное изменение касается сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания.

В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий, в новом их осталось 8, исключены предупреждение и лишение специального права. Новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения.

Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

— признание факта совершения правонарушения;

— согласие на освобождение от административной ответственности;

— вынесение предупреждения;

— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;

— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.

Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен на общественные работы. Разница в том, что первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев.

Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 ч в день. Могут налагаться судом только при согласии физлица.

При этом к общественным работам не могут быть привлечены:

— пенсионеры;

— несовершеннолетние;

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом.

Новый вид административного взыскания вводится только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту.

В последнее десятилетие за административные правонарушения в экономической сфере наказания в первую очередь несут непосредственно виновные должностные лица. Ответственность же организаций рассматривается как дополнительная. Обращаясь к цифрам, необходимо отметить, что в новом КоАП количество составов, предусматривающих ответственность юридического лица, сократилось в сравнении с действующим законом более чем на 15 %.

В отдельных составах правонарушений ужесточили наказания. Например, за нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий ранее было предусмотрено взыскание в виде предупреждения, или штрафа до 30 БВ, или административного ареста.

В новой редакции предусмотрен штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест. За повторное совершение указанного правонарушения в течение года – штраф от 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест (ранее — штраф от 20 до 50 БВ или административный арест).

В новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

Оптимизирована подведомственность административных дел с целью исключения у контролирующих органов дублирующих функций.

С целью сокращения излишнего документооборота урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса.

Расширен перечень оснований для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении и мер обеспечения административного процесса. Так, суд сможет рассмотреть дело в закрытом порядке в целях обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников. Новые меры обеспечения административного процесса заключаются в возможности временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, на управление транспортными средствами, на охоту. Эти меры могут применяться судом на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях против порядка управления в целях обеспечения исполнения постановления о наложении штрафа.

ОВД
Зельвенского райисполкома

Вам может быть интересно

Комментарии отключены