Что делается в районе для улучшения качества дорожного покрытия?
Жалобы граждан на плохое состояние дорог – это классика жанра. Редко какая прямая телефонная линия с руководством района обходится без звонков на эту тему. Что делается в районе для улучшения качества дорожного покрытия? И почему на обращения людей не всегда возможно оперативно отреагировать?
Хорошо бы дороги, как здания, строить на века. Дорожники утверждают, что это невозможно: климат у нас неподходящий для этого. За зиму несколько раз оттепели сменяются морозами, а такой режим губителен для дорожного полотна – по нему идут трещины, преобразующиеся потом в колдобины. Вот и жалуется народ. Да, состояние некоторых дорожных артерий действительно оставляет желать лучшего. Но одно дело опасные участки, ямы и ухабы, объезд которых требует внимания, терпения и надежной подвески у автомобиля, – тут возмущения понять людей можно. И совсем другое – когда человек просит, нет, не просит, настойчиво требует положить новенький асфальт… прямо перед своим домом. Мотивируя это тем, что проезжающие мимо машины поднимают клубы пыли, которая прямиком через форточку попадает в дом.
– Жалоб жителей, конечно, куда больше, чем возможностей у государства, – отмечает начальник отдела архитектуры и строительства Геннадий Панасик. – Объем финансирования дорожных работ ежегодно сокращается, а это значит, что дорожники могут выполнять далеко не всё запланированное.
Профессионального понятия сельские дороги, на состояние которых, как правило, и нарекают водители, не существует. Есть международные транспортные коридоры и дороги общего пользования, которые, в свою очередь, делятся на республиканские и местные. Большинство местных дорог Зельвенского района находится на балансе КУП «Гроднооблдорстрой», главной задачей которого является рациональное развитие сети закрепленных за ним автомобильных дорог, обеспечение нормального технического состояния и качественного уровня их строительства, ремонта и содержания, создание безопасных условий движения транспорта. Ремонт, содержание и обслуживание мест-ных дорог в Зельвенском районе возложены на филиал ДРСУ-118.
– Средства для поддержания дорожного полотна в хорошем состоянии выделяются из областного бюджета, – объясняет Геннадий Геннадьевич. – Частично деньги поступают из республиканского бюджета – это отчисления за счет налога, который владельцы транспорта уплачивают при прохождении технического осмотра. Как происходит распределение по регионам? Прежде всего, учитываются критерии первоочередности и целесообразности расходов на обслуживание дорожной инфраструктуры. В районе предварительно составляется план работ, который направляется на рассмотрение Гроднооблдорстрою, где специалисты отслеживают, какие дороги больше всего нуждаются в неотложном ремонте. При планировании ремонтных работ на очередной сезон обязательно учитываются мнения жителей.
Надо сказать, что дорожное хозяйство – сфера весьма капиталоемкая. Строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии – дорогое удовольствие во всем мире. Судите сами: 100 метров устройства асфальтобетонного покрытия по гравийной дороге стоят 18 тысяч (180 млн. неденоминированных) рублей. Приплюсуйте к этой сумме еще стоимость проектно-сметной документации – цифры выходят весьма солидные.
Однако, несмотря на изрядную долю критики в адрес дорожников, им все же есть чем гордиться. В районе постоянно увеличивается протяженность участков дорог с усовершенствованным покрытием. В этом году почти километр асфальта положен в деревне Деркачи. Обновилось дорожное полотно и в окрестностях деревни Шейки. Работы шли и в предыдущие годы. В конце 2013 – начале 2014-го на месте гравийного покрытия дороги Бородичи–Холстово–Хомичи появилось асфальтобетонное. На 3,7 километра преобразился участок дороги Бережки–Лавриновичи–Каролин в прошлом году: ямочный ремонт здесь уже не мог решить проблему восстановления изношенного дорожного покрытия, поэтому дорога была капитально отремонтирована.
…Спросишь у гостей, чем запомнилась им наша страна, – непременно упомянут и о хороших дорогах. Наши автомагистрали не случайно называют одними из лучших на постсоветском пространстве. Исходя из финансовых возможностей, ремонтные работы ведутся. Но прежде всего там, где они остро необходимы.
Ирина МИКЛАШЕВИЧ.