«Хорошие кадры пулей врезаются в память» – Екатерина Сергей о современной фотографии
392
Подровняла горизонт, кадрировала фото, пропустила через фильтр, добавила четкости и контраста – готово! Instagram предлагает добавить подпись. Думаю, Но поток размышлений навёл лишь на мысль – а стоит ли загружать фото? Ведь интернет пестрит подобными картинками. Будет ли моя фотография выделяться среди этого потока?
Бесконечный поиск совершенства, шагающий бок о бок с неуверенностью, присущ многим творческим натурам. Иначе зачем Гоголь сжег второй том «Мёртвых душ»? И, тем не менее, в каждый раз, пролистывая фотоленту социальных сетей, подумываю о том, что всё как раз складывается наоборот – люди щёлкают всё подряд и величают себя фотографами…
Ладно, давайте разбираться в объективной ценности фотографий. Хорошая фотография цепляет, вызывает эмоции, её хочется сохранить, чтобы когда-нибудь взглянуть на нее снова. Хорошая фотография – это абсолютное попадание в содержание и форму. Содержание подразумевает собой идею снимка, объекты кадра, которые рассказывают свою историю – и все это в своем особенном настроении. Форма же – это художественная составляющая: цветовая гамма, игра теней, контраст всех элементов снимка. И когда это воссоединяется в единое целое… Хорошие кадры словно пулей врезаются в память.
Арнольд Ньюман, Антанас Суткус, Энни Лейбовиц… Не поленитесь, поищите в интернете несколько имен известных мировых фотографов. И ведь к такому мастерству не приходишь просто так. Это особое видение, восприятие мира, которое подкреплено упорной практикой.
Современная тенденция такова, что фотографами становятся стихийно. Конечно, можно пройти разовые мастер-классы или обучающие курсы, заручиться парочкой советов у матерых мастеров. Родители купили фотоаппарат? Что ж, создам группу «ВКонтакте» с контентом, начну фотографировать за деньги. Светосилы хватает, чтобы добиться эффекта боке? Отлично, размытый фон – признак добротной фотографии. Что еще надо? Способен ли самый обычный потребитель отличить пустой пшик от шедевра?
Сегодня современная фотография существует в двух видах – выполненная профессиональной техникой и мобильная.
Что касается первой категории, здесь существует множество жанров и то, как они реализуются – репортажное фото, коммерческое, travel-фотография.
С профессиональными фотографами конкурируют обычные люди, снимающие на смартфон. Благо, технические характеристики позволяют. Не зря ведь в Instagram, самую популярную социальную сеть с фото- и видеоконтентом, можно загрузить материал только с телефона. Изначально он был создан для того, чтобы пользователи могли делиться только авторскими фото, отражающими сиюминутные явления. Об этом многие забыли. Чем только не является Instagram сегодня? Рекламой, каталогом, магазином… И даже если речь идет о блогерах, их аккаунты идентичны по стилю, по ракурсам. И так мало людей, которые подходят к ведению фотоблога совершенно иначе – естественно, со своей необычной или даже вычурной концепцией, будто делают эти фото не для лайков и новых подписчиков, а, в первую очередь, для себя. Фотографируют цветы, коров, облака… И ведь такое смотреть гораздо интереснее!
Загнав себя в угол условных стандартов, мол, так делают все, мы штампуем фото, даже не задумываясь – зачем, в чем идея. А может, у современной фотографии нет проблем? Автор не понимает, что такое хорошо, а зритель – что такое плохо?