Кукольное ремесло – хорошая арт-терапия, убеждена педагог центра творчества детей и молодежи Елена Жук

9052

В музее Анненской ярмарки, открывшемся в центре культуры и народного творчества, одну из экспозиций занимают авторские куклы ручной работы – текстильные, вязаные, сделанные из лоскутьев и пряжи… Каждая из них выполнена в единственном экземпляре и не похожа на другую. Здесь одинаково интересно и малышам, и взрослым посетителям. Тому есть особое объяснение: мастера вложили в работы свою душу.
Больше десяти лет созданием и художественным оформлением кукол занимается педагог центра творчества детей и молодежи Елена Жук. Этим мастерством она овладела сама и с удовольствием передает его своим ученикам.
Увлечение куклами, как и у всех девочек, у нее появилось в детстве – со школьного кружка декоративно-прикладного творчества.
– Я не отдавала предпочтение какой-то одной технике или материалу, – вспоминает Елена Владимировна. – Освоила кожу, соломку, глину. Однако душа всегда лежала к текстилю, тканям, шитью. Приходя домой после занятий, с удовольствием бралась за иголку и вручную шила наряды куклам – превращала в прелестных барышень своих пластмассовых «дочек». Уж слишком, как мне казалось, они были однотипные и скучные.
Однажды новоиспеченный кутюрье залезла в шкаф, вырезала из отреза ткани красивую розу и пришила ее на платье кукле. До сих пор удивляется, как ей не попало за такую самодеятельность.

9051
Кукольным ремеслом более серьезно стала увлекаться, когда в свое время пришла на работу в Дом пионеров. Авторские куклы самых разных размеров и образов, созданные педагогом и ее учениками, становились победителями не только областных, но и республиканских конкурсов. В центре творчества эти работы занимают отдельную экспозицию. Выполнены они из соломки, глины, лозы, дерева, теста, лент, кожи и лоскутов – целый кукольный мир. Глядя на них, кажется, что вот-вот оживут – ведь у каждой куклы свои отличительные черты и неповторимый характер.
Даже простенькие куклы-обереги у мастера получаются забавными. Чуть-чуть умения, чуть-чуть таланта, кучка лоскутков, нитки… и тряпичный человечек готов. Причем никто ее не учил, как делать подобные работы. Она до всего доходила сама.
Гораздо большего усердия требуют ростовые интерьерные игрушки. Они чем-то напоминают театральных персонажей: большие нарисованные глаза обрамлены искусственными ресничками, волосы сделаны из ниток, а костюмы – настоящие произведения искусства. Автор признается, что подбирать одежду для своих творений – ее самое любимое, пусть и достаточно сложное, занятие. В руках у нее с помощью иголки и нитки ткань превращается в маленькие платьица, брючки, пиджачки.

1
– В этом виде творчества чувствуешь себя дизайнером, – говорит Елена Жук. – Я сама делаю своим куклам ботинки. Когда это необходимо, вяжу им шапки, шарфики и кофточки. У них ведь все должно быть настоящее, чтобы хотелось потрогать.
Бывает, саму куклу автор мастерит несколько дней, а одевает ее неделями:
– Кажется, картинка наряда в мыслях сформировалась, шью элемент за элементом, а наряжаю и вижу, что платье не идет. Начинаю сначала, пока костюм не подойдет к образу. Особенно это касается тех работ, что делаются на конкурс.
– Откуда идеи берете? –интересуюсь у автора.
– Всегда по-разному. Иногда прочитаешь что-нибудь интересное – и в голове рождается образ, – делится секретами Елена Жук. – Бывает, сажусь за работу с одной задумкой, а результат может сильно отличаться от первоначальной идеи. Чаще делаю не просто тематический персонаж, а сюжет с историей. Мне кажется, что в сюжете кукла может больше рассказать о себе.
Работает педагог в разных техниках. Правда, признается, что есть основные приемы и материалы, которые чаще других использует и которым доверяет. Любит экспериментировать – в каждой технике свои нюансы. Хотя есть у нее одно правило: для создания авторской работы самое главное – это любовь к делу, которым занимаешься. Навыки и усердие, конечно, тоже не лишние.
Из-под рук мастера вышли десятки кукол, точное число Елена Владимировна назвать затрудняется – сбилась со счета. Знает одно, что за каждую работу бралась с хорошим настроением. Для мастерицы ее творения – словно живые существа. С ними она даже разговаривает.
– Иначе образ не получится, и зрителю будет неинтересно, – убеждена автор. – Не раз наблюдала, как люди, глядя на мою работу, улыбаются. Значит, кукла несет определенную энергетику.

2
В другие магические силы своих барышень не верит. Говорит, что в человеческих отношениях кукла не помощник и вряд ли сможет приворожить суженого, привлечь удачу или найти друга закоренелому эгоисту.
У всех кукол Елены Жук есть имена, но только не привычные нам Варя, Настя, Аленка, а другие, особые – Панночка, Купалинка, Зимушка-зима… На во-прос, какая из них самая любимая, Елена Владимировна, шутя, отвечает: «Как у ребенка – самая новая, так у меня – последняя, та, над которой недавно завершила работу». Но самая дорогая – Белорусочка: она первой принесла призовое место в областном конкурсе.
Мастер признаётся, что на самом деле выставки и конкурсы занимают массу не только сил и времени, но и нервов. Но, с другой стороны, любой конкурс – это огромный шаг вперед и толчок для роста каждого автора.
Есть еще один секрет у кукольных дел мастера: ее хобби – хорошая арт-терапия. Чтобы ее опробовать, нужно, как Елена Жук, «заболеть» этим делом.
Тереза Ковалевич.

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.