Подводные камни виртуальной глади
Сегодня игнорировать виртуальную реальность практически невозможно. В особенности детям, которые в ней едва ли не живут. Тем актуальнее проблема вредоносного влияния глобальной сети. Как защитить ребенка? Ответ на этот и ряд встречных вопросов удалось найти вместе с педагогом-психологом СШ №2 Каролиной Богданович.
– В каком возрасте желательно знакомить ребенка с глобальной сетью?
– Если использовать интернет как источник игр, то лучше в младшем школьном возрасте, но при тотальном контроле родителей. Если же говорить о регистрации в социальных сетях, для этого подходит средний подростковый возраст – 13–14 лет, когда в сознании уже выстроена базисная система ценностей. Детям следует объяснить, какую информацию о себе следует указывать, а какую лучше скрыть.
– Как регламентировать время, проводимое в интернете?
– Всё индивидуально. Но достоверно известно: длительная работа за компьютером приводит к потере чувства реальности, а это ухудшает общее самочувствие. К тому же длительная игра на компьютере может подменить реальность. Дети, а зачастую и взрослые, идентифицируют себя с героями игры, главная цель которых – во что бы то ни стало пройти уровень.
– Может ли интернет изменить мировоззрение ребенка, повлиять на его личность?
– Естественно. Информация, полученная из сети, воспринимается как абсолютно правдивая, поэтому влияет на мысли и ценности ребенка. Не каждый ребенок сможет фильтровать поток данных. Это зависит от его возрастных и психофизических особенностей, а также от уровня развития.
– Какая вредная информация может подстерегать детей в интернете?
– Примеров вредоносной информации в интернете множество. Наибольшую угрозу представляет та, которая исходит от посторонних взрослых. Люди, пытающиеся связаться с вашими детьми в сети, могут быть кем угодно. Чаще всего в сети «ловцов душ» попадают дети, имеющие психологические проблемы (заниженная или завышенная самооценка, изолированность и нехватка общения, семейные проблемы). Кроме того, опасны уже вроде как позабытые группы смерти типа «Синий кит», «Тихий дом» и т.п. (сообщества «ВКонтакте», где молодым людям раздают «задания», которые ведут к самоубийствам – прим. Авт.).
– Если ребенок подвергся воздействию опасной информации, куда и к кому следует обратиться его родителям?
– Если речь идет об уголовной и административной ответственности злоумышленников, то тут поможет только милиция. А если о ментальном здоровье ребенка – необходимо обратиться к психологу за консультацией и первичной диагностикой.
– Какие воспитательные меры могут предпринять родители, чтобы обезопасить своих детей? Как объяснить, что в интернете хорошо, а что плохо?
– Самый действенный способ – провести эксперимент. Написать своему ребенку с другой страницы, будто вы живете за тысячи километров от него и вам срочно нужны деньги на билет. А после показать ему, что это вы сейчас сидите рядом и пишете ему. Да, люди лгут.
Нужно постоянно напоминать ребенку о безопасности в сети и как можно дольше работать с ним в паре.
Екатерина СЕРГЕЙ
