Психолог ЦРБ об особенностях общения с больными Альцгеймером
Среди всех нейродегенеративных заболеваний у людей старше 60 лет Альцгеймер встречается чаще всего. Некоторые называют эту болезнь старческим маразмом, слабоумием, склерозом, но суть от этого не меняется: в мозгу пациента происходят необратимые процессы.

При болезни Альцгеймера у пожилого человека возникают проблемы с кратковременной памятью, начинаются сложности с речью и письмом, человек перестает узнавать знакомые места и лица, ему сложно восстановить цепочку событий. Меняется зрительное восприятие и настроение. Пациенту очень сложно привыкнуть к своему новому состоянию, но не менее тяжело его родственникам.
При первых признаках заболевания пациента необходимо избавить от всех важных обязанностей: оплаты счетов, походов по магазинам, вождения автомобиля. Иногда близким кажется, что их близкий человек вполне адекватен и делает все специально, чтобы вызвать раздражение: спрашивает одно и то же несколько раз, перекладывает вещи с места на место, забывает выключить свет и т.д. Даже если внешние признаки заболевания отсутствуют, это не значит, что пенсионер здоров, просто на начальной стадии часто нет никаких визуальных изменений.
Проблемы, возникающие в общении с такими людьми, могут привести вас к разочарованию, стрессу, непониманию. Вот некоторые советы для успешного взаимодействия с людьми, страдающими болезнью Альцгеймера:
*не делайте предположений о способности человека к общению только на основании установленного диагноза. Болезнь влияет на всех по-разному;
*не исключайте человека из бесед с родственниками или друзьями;
*во время разговора находитесь перед человеком и называйте себя;
*говорите медленно и четко;
*задавайте один вопрос. Множественные вопросы утомляют таких пациентов;
*задавайте вопросы, которые предполагают ответ «да» или «нет». Например, лучше спросить «вы хотите немного кофе?» вместо «что бы вы хотели выпить?»;
*дайте человеку время высказаться. Не заканчивайте за него предложения и не подбирайте за него слова, пока он сам вас об этом не попросит. Не перебивайте его;
*избегайте критики или исправлений. Вместо этого слушайте и пытайтесь найти смысл именно в том, что сказано. Повторяйте периодически его слова, чтобы убедиться, что поняли правильно;
*избегайте споров. Если человек говорит что-то, с чем вы не согласны, оставьте его в покое и оставьте все, как есть;
*давайте визуальные подсказки. Чтобы помочь воспринять задание, потрогайте или как-то обозначьте предмет, который нужен для этого. Делайте все вместе;
*иногда эмоции важнее чем то, что сказано. Ищите чувства за словами и звуками;
*используйте прикосновения, взгляды, звуки, запахи, вкусы, цвета как средства коммуникации;
*ничего страшного, если вы не знаете, что делать или что сказать. Ваше присутствие – это самое главное.
Анатолий ЛЯЦКИЙ
Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Комментарии отключены