Ремесленник из Деречина вырезает иконы из дерева

 

3451Смиренный образ Богоматери, склонившейся над младенцем Христом. Строгий лик Николая Чудотворца… Эти и еще несколько десятков икон смотрят со стен обычной мастерской, наполняя ее едва уловимым ароматом липы и дуба. Все эти работы, вырезанные из дерева, – дело рук ремесленника из Деречина
Валерия Фитинского.
Вообще-то Валерий – строитель, но строитель необычный. У него здорово получается писать картины. Еще с детства. А совсем недавно мужчина заинтересовался резьбой по дереву. Может, напомнили о себе гены какого-нибудь прадеда – теперь уже не разберешь… Что увидит простой человек, далекий от поэтического восприятия реальности, в обычной вязанке дров? Скукоженную, почерневшую кору разрубленного дерева? А этот человек способен разглядеть целый мир в причудливых узорах древесных колец. Образы будущих работ рождаются внезапно, словно вспышка молнии озаряет пейзаж за окном мастерской районного Дома ремесел, куда и приходит творить свои произведения резчик.

3450
– Сначала я готовлю эскиз на бумаге, а потом переношу его на дерево, – делится тонкостями своего дела мужчина. – Какой-то особой технологии у меня нет. Все движения интуитивны, будто кто-то руководит мной… Мне иногда кажется, что, когда я тружусь над иконой, между мной и тем святым, которого изображаю, устанавливается какой-то духовный контакт. Это лучше любой молитвы… Я словно получаю благословение свыше, а без этого работа вообще невозможна.
Лики святых Валерий вырезает из цельных досок. Предпочитает липу – самый податливый материал. Краски использует редко, в основном покрывает готовые работы лаком в несколько слоев. Вообще, это искусство невозможно представить без терпеливости, внимания, усидчивости. А еще вдохновения, без которого творческий человек – как машина без руля…
– Самое сложное, – признается мастер, – придать нужное выражение лику святого. Не так-то просто и шлифовать поверх-ность. В резьбе по дереву нет права на ошибку: черкнул ножом на несколько миллиметров глубже или кривее – все, вся работу насмарку. С тем же железом и то проще. Можно «доварить» кусок. А у нас, у резчиков, как у портных – семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кроме технических нюансов, есть и другие.
– При создании резной иконы нужно строго соблюдать все христианские каноны – от положения пальцев святых до поворота головы, – объясняет Валерий. – Иначе икону нельзя будет освятить в храме. Здесь, конечно, мне очень помогли советы священника.
Из дерева мастер делает не только иконы. Средней величины сова, например, под настроение вырезается всего за несколько часов. На икону уходит день–два, в то время как раньше над самой обычной шкатулкой приходилось сидеть неделю–две. Кстати, рукотворных «полотен» в собственной коллекции ремесленника всего около 20. Десятки других – у друзей, часть подарена храмам, что-то продано. К слову, цены на «деревянные чудеса» Валерия демократичные. Есть работы подороже. Но и такие находят своих покупателей.
«Золотые руки!» – говорят местные жители, когда речь заходит об их земляке. Он же, оказывается, и дом построил в родном Деречине. Своими руками. Вот же гордость для жены и детей!
– Я просто делаю то, что умею, – скромно отшучивается мастер. – Мне кажется, это главное в жизни – заниматься тем, к чему лежит душа…
Ирина МИКЛАШЕВИЧ.

Вам может быть интересно

Комментарии отключены