Спецпроект «На карте Зельвенщины»: Деречин – культурная столица зельвенского края

Первое упоминание о Деречине датируется 1416 годом. Прошло более 600 лет. За этот период местечко успело побыть «малым Версалем» (здесь находилась одна из резиденций князей Сапегов – великих и могущественных магнатов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой), стать пристанищем для евреев, перенести русско-французскую и Великую Отечественную войны. И хотя сегодня Деречин вряд ли может похвастаться комплексом исторических достопримечательностей, через столетия продолжает негласно оставаться культурной столицей зельвенского края.


Время Сапегов или золотая пора «белорусского Версаля»

Деречин – одно из самых древних мест Гродненщины. Он овеян многочисленными легендами и широко известен как одна из крупнейших резиденций рода Сапегов.

Многие топонимисты связывают название местечка с фамилией Дереченя, что в современном русском языке означает «драчун». Если верить версии, то далекие предки нынешних деречинцев любили помахать кулаками.

Первое письменное упоминание о населенном пункте относится к XV веку. Как говорится в Литовской метрике, в 1416 году великий князь Витовт передал Деречин Василию Копачу «за верную службу». В течение целого столетия род последнего владел селением.

Следующий век в Деречине хозяйничали Вишневецкие, Воловичи и Нарбуты. А в 1609 году единственным владельцем поселения, в котором на тот момент было 62 двора и насчитывалось около 430 жителей, стали Полубинские. Кстати, с фамилией последних связана одна из легенд – о белой даме. Согласно преданию, представительница рода – Изабелла – до сих пор не может покинуть пенаты. После её смерти (1721 год) некоторые местные уверяли, что видели на руинах замка Полубинских образ, напоминающий белую даму.

В XVII веке Деречин переходит во владения рода Сапегов. Благодаря им местечко превратилось в тот самый «белорусский Версаль».

При князе Александре вместо старого дворца в Деречине появился практически первый белорусский университет, напоминающий европейские военные академии. Это было каменное двухэтажное здание, предназначенное для обучения тридцати сыновей заслуженных военнослужащих. Кроме того, при жизни Александра был построен деречинский дворец, где находилась великолепная художественная коллекция. В ней насчитывалось около трехсот полотен художников со всей Европы. Также известна богатейшая библиотека. По количеству изданий и их ценности она уступала в Великом княжестве Литовском только радзивилловской библиотеке.

Еще одну страницу в летопись деревни вписал Франтишек Сапега. Он перенес свою резиденцию из Ружан в Деречин. И с тех пор жизнь в селении стала ярче: сюда переехала знаменитая театральная труппа Сапегов, здесь открылась одна из крупнейших в Беларуси художественных школ.

К середине XIX века обстановка в Деречине стремительно менялась. Из-за последующих разрушительных войн и набегов, выпавших на долю местечка, от былой славы и великолепия ничего не осталось. До наших дней сохранились только воспоминания и два кирпичных столба, возвышавшихся на рыночной площади и при въезде в деревню Алексичи.


Благодатная сила любви, или Как француз в Деречине возродил костел

На северо-восточной окраине Деречина возвышается костел Успения Пресвятой Девы Марии. Узкий, устремленный ввысь, он поражает изысканностью красного кирпича и готической красотой. Строился храм в начале XX столетия и был открыт для верующих в 1913 году.

Шли годы… Костел пережил две мировые войны, но оставался всегда возвышенным, не тронутым ни пулями, ни снарядами, хотя центр Деречина во время Великой Отечественной войны был сильно разрушен. Благозвучным звоном он пробуждал окрестности, напоминая верующим о вечности.

Однако действовал храм менее полувека. В начале 1960-х умирает последний настоятель костела, после чего его закрывают. Сначала здание использовали как склад, а потом и вовсе разрушили – у храма не было крыши, внутри – горы мусора… В таком виде этот когда-то
красивый и величественный храм находился до 1990 года. С его восстановлением связана необычная история.

В конце 1990 года в далеком Париже умерла деречинская красавица Ирена Керхнер-Жуковская. В 1943-м она была вывезена немцами в Германию. Из плена ее освободили французские войска, на родину она не вернулась, уехала во Францию, где и познакомилась с Жаном. Не раз Керхнеры собирались приехать в Деречин, но осуществить планы в то время было не так просто. И только после смерти жены Жану Керхнеру все же удалось приехать на ее родину. Увидев разрушенный костел, где крестилась и принимала Первое причастие Ирена, муж-парижанин принял решение восстановить храм в память о жене, которую очень любил. После переговоров с епископом был заключен договор, и начались ремонтные работы, финансирование которых взял на себя Керхнер. Об этом свидетельствует мемориальная доска на стене при входе в костел. Но фундатор святыни ставил цель не только отстроить ее. Его желанием было создать условия для возрождения в Деречине духовной жизни единомышленников, среди которых выросла его жена. Было решено построить плебанию, поддержать душпастыря, одним словом, сделать всё необходимое для возвращения к давним традициям. Костел восстановили таким, каким он был в 1913 году. Появились только новая кровля и мраморный пол. 14 августа 1993 года епископ Гродненской диацезии Александр Кашкевич в присутствии многочисленных верующих, священников, а также самого Жана Керхнера освятил костел. И жизнь в парафии забурлила, объединяя людей старшего поколения и молодежь.

– Деречинский костел – это один из самых значимых культурных центров агрогородка, – отмечает настоятель храма Александр Рудевич. – За годы его существования здесь побывали экскурсанты не только из Беларуси, но и многих других стран: России, Польши, Германии, Австрии, Италии, Украины, Литвы. Покидая храм, гости отмечают, что он один из самых красивых в Беларуси.

Колокол в башне костела старше здания на 200 лет – он был отлит в 1717 году. В 1995 году тогдашний ксендз привез и установил сердцевину колокола, который сейчас работает с помощью часовой автоматики.

…И сегодня благодатный колокольный звон разносится по всей округе, призывая людей к молитве и покаянию, вере и согласию, миру и любви.


Эхо войны: трагедия деречинского гетто

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 74 года. Однако ее страшные отголоски ощущаются и сегодня. Каждый регион, небольшая деревушка понесли невосполнимые людские потери. Деречин не стал исключением в списке пострадавших.

Известно, что в довоенное время в деревне проживало порядка 1400 евреев. Религиозной жизнью общины руководил раввин Бакальчук (ставший последним раввином местечка). Немцы заняли Деречин 28 июня 1941 года. Населенный пункт был оккупирован по июль 1944-го. В нем находился военно-полицейский гарнизон, где насчитывалось до 60 полицейских и расположился карательный отряд из украинских националистов.

Немцы в Деречине взялись за реализацию гитлеровской программы по уничтожению евреев. Первым этапом стала изоляция населения – в мае 1942 года местных евреев согнали в гетто. Оно расположилось недалеко от костела и представляло собой небольшую территорию: улицу и переулок, огражденные колючей проволокой. Узнать его «обитателей» было просто – по отличительной желтой шестиконечной звезде, нашитой спереди и сзади на верхнюю одежду. Особенностью было то, что евреи, получившие разрешение временно покидать гетто, не имели права ходить по тротуару.

Для управления деречинским гетто был создан юденрат (административный орган еврейского самоуправления). Ежедневно трудоспособное население приходило в юденрат, где распределяли принудительные тяжелые работы. А вот еды практически не было. Дневная норма – 250 граммов эрзац-хлеба. Подобные условия жизни стали причиной эпидемий и болезней, уносящих жизни пленников.

Массовое и целенаправленное уничтожение деречинского гетто началось в апреле 1942 года. Семи узникам удалось сбежать. В качестве мести жандармы расстреляли 150 евреев в лесу Родишки Мостовского района. Украинские каратели продолжили операцию. Убивали евреев и белорусские полицаи. Жестокость палачей была безграничной. Фашисты заставали врасплох – с первыми лучами солнца. И даже после исполнения смертельного приговора они продолжали истязать трупы. Забавлялись, укладывая голые тела убитых в разные позы.

К июлю 1942 года деречинское гетто было полностью уничтожено. До сих пор истинный масштаб трагедии неизвестен. В разных источниках количество убитых колеблется от четырех до шести тысяч. В знак памяти о жертвах гетто неподалеку от Деречина установлен памятник.


От истории к реалиям

Наверное, никто не сможет так живо и полно рассказать об истории и современных реалиях Деречина, как его коренные жители. В случае с героем этого интервью – Таисой Бич – нам повезло вдвойне: женщина не только прожила здесь практически всю жизнь, но и является старостой агрогородка.

– Таиса Николаевна, как ваша судьба связана с Деречином?

– Я родилась в Александрии – это небольшая деревушка неподалеку. Оттуда была родом моя мать. Меня судьба связала с местным парнем – из Алексич. В 1977 году, когда в Деречине (тогда еще в деревне) открыли детский сад, я стала его заведующей. Сейчас, хоть официально нахожусь на заслуженном отдыхе, являюсь старостой агрогородка. Так что с этим местом, считай, целиком связана моя жизнь.

– Что сегодня представляет инфраструктура агрогородка?

– Пожалуй, тут есть всё, что нужно современной семье: детский сад и средняя школа, амбулатория и аптека, почтовое и банковское отделения и др. Ко всему прочему, в агрогородке функционирует единственная в районе автошкола. Родители могут рассчитывать на то, что дети получат хорошее дополнительное образование: работают музыкальная школа, дом ремесел, спортивные секции.
Торговая сфера представлена тремя магазинами: сети «Родны кут», единственным в районе минимаркетом «Евроопт» и частным магазином – как его называют в народе, «Макдональдсом». Покупатели не только довольны разнообразием товаров, но и имеют возможность сравнивать цены.

– Почему «Макдональдс»?

– Когда магазин только открылся, рядом была обустроена небольшая терраса со столиками и зонтиками – здесь можно было угоститься мороженым или выпить чашку кофе. Считай, как в городском
«Макдонольдсе».

– В Деречине есть и костел, и церковь – подобным может похвастаться не каждый зельвенский агрогородок.

– Несмотря на то, что большинство деречинцев вероисповедуют православие, на службах в обоих храмах бывает много людей: христиане приезжают как из соседних населенных пунктов, так и издалека. Что касается музыкального сопровождения, в церкви поет хор (являюсь его руководителем), а в костеле по праздникам можно услышать живую органную музыку.

– Известно, что до Великой Отечественной войны в Деречине было много евреев.

– Со слов моей мамы, в то время евреям принадлежала практически вся центральная площадь. За сегодняшним «Еврооптом» находилась синагога. Рядом было много магазинчиков. Особенно пользовались спросом булочные. Евреи приглашали местных жителей на трапезу. Соседствующие христианский и иудейский народы жили в мире и согласии. Но война превратила процветающий центр Деречина в руины. Сохранились единичные дома, когда-то принадлежавшие иудеям.

Вблизи агрогородка расположены два еврейских кладбища: на въезде со стороны Зельвы и за полевым станом. На последнем был похоронен отец Вениамина Красновского. Он не раз приезжал из Иерусалима навестить могилу предка, спонсировал наведение порядка на кладбищах.

– Нацисты убили тысячи евреев, обосновавшихся на деречинской земле. Как обходились с белорусами?

– К сожалению, в агрогородке осталось мало очевидцев тех событий. Но, как утверждала моя мама, в оккупированном Деречине как таковых массовых расстрелов мирных белорусских жителей (как, например, в соседней Голынке) не было.

Приведу в пример следующую историю. Моя мама училась в польской семинарии в Слониме. До города она и другие девушки добирались на бортовой машине. Не единожды их останавливали немцы – угрожали оружием, будто вот-вот расстреляют. Они это любили – пугать. Но по итогу отпускали. Были частыми налеты авиации. Во время бомбежки люди выбегали из домов, прятались – кто в крапиву, кто в картофель.

– Как местные жители увековечивают память о прошлом?

– В скором времени в Деречине откроется музейная комната. Сейчас ее руководитель Геннадий Ковш собирает материал: про эпоху Сапегов и Анненский кирмаш, Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну. Немало ценных экспонатов находится у местных жителей. Я, например, пожертвовала старой картой Александрии, которую нашла на чердаке в доме моего дедушки.

– Правда ли, что деречинскую резиденцию Сапегов и их дворец в Ружанах связывали подземные ходы?

Говорят, что в этих «катакомбах» могли разминуться колесницы! Помнится, у здания бывшего Дома культуры когда-то действительно была засыпанная землянка. Увы, сегодня подтвердить факт того, что ходы действительно были, невозможно.

– Гордятся ли деречинцы, что живут на исторически богатой земле?

– Постепенно прошлое уходит в небытие. Но остаются люди, неравнодушные к тому, что здесь происходило. Не единожды этот край воспевали такие поэты, как Петр Мартиновский, Олег Януль и другие авторы.


Льется песня

«Званочкі» – единственный в районе народный ансамбль народной песни. В репертуаре коллектива – более 100 композиций, а в голосовом диапазоне солистов – тембры от сопрано до альтов.

Коллектив начинал свою деятельность в 1984 году как вокальная группа. А уже в 1996-м получили звание народного ансамбля народной песни и своё нынешнее название «Званочкі». Впрочем, если судить по тому, как тепло зрители встречали артистов, народную любовь деречинцы завоевали гораздо раньше. Что неудивительно: ну кто не знает «Прывітальную», «Гармонік грае», «Ехаў Ясь на кані»?! Всего же в репертуаре коллектива более 100 белорусских и русских народных песен, а также авторские произведения самодеятельных белорусских композиторов Владимира Гинько, Валерия Крючкова, Владимира Плюты из Деречина.

Вместо «прослушивания вслепую» давайте знакомиться! «Званочкі» – это 9 солистов (Валентина Лапа, Анна Жамойтина, Наталья Разумовская, Елена Пац, Валентина Русецкая, Надежда Нерод, Оксана Малявская и Иван Матах) и руководитель ансамбля Татьяна Слёзник. Это более 50 выступлений в год на местной, районной, областной и даже республиканской сценах!

– С концертами побывали во многих районах области, – рассказывает Татьяна Слёзник. – Только в этом году – в Мостовском, Свислочском, Щучинском и других районах. Выступали на Дне белорусской письменности в Слониме, областном фестивале-ярмарке «Дажынкі-2019» в Сморгони. И это далеко не вся география.

Ансамбль легко узнать по колориным костюмам. Их основу составляют платья и кокошники с преобладанием белого и зеленого цветов. Особую нарядность образам придает вышивка национальным орнаментом. Красные стежки – что слова в народной песне, ложатся гладким рядком, радуя душу…

Позади у «Званочкаў» 20 лет творчества, сотни концертов, тысячи спетых песен, множетсво наград и дипломов. А впереди – целая эпоха вдохновения. Ведь уже сейчас ансамбль готовит новый репертуар для подтверждения звания «народный».


Край народных умельцев

Уже 15 лет в отделе ремёсел и традиционной культуры Зельвенского района творчеству учат и детей, и взрослых.

– Действуют 10 кружков любительского творчества, 5 из
которых – в Деречине, – рассказывает заведующая центром Марина Жоглик. – Я, например, учу основам декоративно-прикладного искусства. А порядка 25 мастеров объединения «Натхненне» – гончарству, соломоплетению, резьбе по дереву и др.

Имена многих «преподавателей» известны за пределами района: народный мастер Республики Беларусь ткачиха Антонина Пентяк, гончар Сергей Худяев, вышивальшчицы Анна Позняк, Зинаида Шабунько, Вера Дорохович… В районе более 100 народных умельцев!

В Деречине Михаил Гринцевич и Валерий Фитинский показывают, как из дерева создать пластичную фигуру или живописную картину. В Каролино искусный резчик Александр Ищенко набирает учеников на курс «Вектор. 2D моделирование». В Голынке мастер Лилия Амельянчик разъясняет азы плетения из соломы. В Зельве секретами гончарства делится Ирина Дереченник.

Готовые работы можно увидеть в здании отдела ремёсел и традиционной культуры на выставках и постоянных экспозициях. Посмотреть на шедевры народных умельцев с экскурсиями приезжают школьники, делегации из городов-партнеров, заграничные гости. Мастера и сами выезжают с выставками на фестивали.

Ежегодно отдел организуют собственный праздник ремёсел (9 июня). Собираются мастера и любители народного творчества, чтобы за мастер-классами приобщиться к традициям предков. А выставки-продажи и развлекательная программа придают событию современные мотивы.

Вам может быть интересно

Комментарии отключены