Валентин Семеняко: «Новый Избирательный кодекс будет служить для консолидации нашего общества»

Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– В мировой практике есть два различных подхода. В некоторых случаях избирательное законодательство формируется на основе целого ряда законов. Однако есть практика, которую, в том числе избрала Республика Беларусь, когда все нормы трактуются одним кодексом, который представляет собой консолидированную норму, отвечающую на все вопросы, связанные с процессом выборов. Преимущество этого заключается в том, что в таком документе мы не увидим противоречий.

Во время участия в наблюдениях за выборами в Государственную Думу Российской Федерации в позапрошлом году в составе делегации Межпарламентской Ассамблеи СНГ я мог убедиться в том, что в российском законодательстве есть целый ряд нестыковок, когда один закон, регламентирующий ход выборов, противоречит другому. При наличии кодекса такого противоречия нет. 

Избирательный кодекс, как один из основополагающих документов, который регулирует общественные процессы в Республике Беларусь, был вынесен на общественное обсуждение, после чего разработчиками были внесены некоторые поправки. Это беспрецедентная практика, когда каждый гражданин имеет возможность высказать свое мнение и внести свои поправки в опубликованный законопроект. 

Если говорить о новшествах, то это положения, касающиеся выборов депутатов всех уровней, проведения Единого дня голосования. Эти нормы предложили граждане, и они нашли свое место в тексте закона. В том числе это касается возрастных ограничений для кандидатов в президенты, увеличение возрастного ценза до 40 лет и ценза оседлости до 20 лет. 

Отменен порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися, потому как этот момент создавал искусственные препятствия для проведения избирательной кампании. Установлено время для досрочного голосования с 12 до 19 часов без перерыва. Это очень грамотное решение, так как мне приходилось участвовать в избирательных кампаниях, и этот перерыв создавал неудобства как для граждан, так и для избирательных комиссий. 

Вводятся дополнительные требования к кандидатам в депутаты. В их числе – недопустимость наличия гражданства иностранного государства, документов, подтверждающих привилегии от зарубежных стран. Это один из механизмов предупреждения иностранного вмешательства в процесс выборов. 

Хотел отметить, что в Избирательном кодексе учреждены передовые международные практики. В частности, я возглавляю в Межпарламентской Ассамблее СНГ Постоянную комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту,  и в прошлом году на пленарном заседании Ассамблеи в Самарканде мы приняли целый пакет документов, регламентирующих избирательные кампании. В том числе положение о недопустимости иностранного вмешательства. 

Были внесены и нормы, которые облегчают работу избирательных комиссий и совершенствуют механизм формирования избирательных округов. 

Важно сказать, что подготовка законопроекта к первому, второму чтениям и всенародному обсуждению показала, что данный законопроект достаточно прогрессивен, он имеет пролонгированный характер, то есть открывает возможности для совершенствования нашего избирательного процесса. В частности, кодекс можно использовать, если будет введено голосование по партийным спискам, а также, если мы когда-нибудь придем к дистанционному голосованию. 

Поэтому мы можем по праву утверждать, что это достаточно современный и прогрессивный Избирательный кодекс, который, по моему мнению, будет служить для консолидации нашего общества. А самое главное, позволит усовершенствовать процедуру избирательных процессов, деятельность избираемых органов и должностных лиц. 

БЕЛТА

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены