Ветеран педагогического труда Софья Михута: «Моё предназначение было предначертано с детства»
Ветеран педагогического труда, за плечами которого без малого пятьдесят лет стажа, Софья Михута – одна из тех учителей Зельвенщины, кто своей мудростью, искренностью, а самое главное, глубокими знаниями и индивидуальным подходом к ученикам, помог им раскрыть их способности, научил верить в себя и добиваться поставленной цели. Её нелегкий труд достоин благодарности сотен выпускников, которые, несмотря на то, что разлетелись по разные стороны от родной школы,часто вспоминают любимые уроки математики, уникальную систему преподавания, неподдельную увлеченность учителя своим предметом, широкую эрудированность, педагогическую интуицию и искреннюю заинтересованность в воспитании подрастающего поколения. Сама же Софья Аркадьевна считает своим самым большим мастерством – умение любить детей и профессиональный «запал».

НЕ УСОМНИЛАСЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Детские годы, которые прошли на Слонимщине, собеседница помнит отчетливо. Отец вначале работал на железной дороге, позже трудоустроился в лесничество и посвятил лесу 25 лет жизни. Мама – полевод, но в связи с тем, что часто болела младшая дочь, ей приходилось неоднократно лежать в больнице. Весь груз домашних хлопот лег на Софью. Но это не мешало девочке хорошо учиться, а благодаря природным задаткам, схватывать знания на лету. Коллектив Озерницкой СШ гордился ученицей, которая в олимпиадах по математике постоянно занимала призовые места.Когда пришло время выбора будущей профессии, иного варианта, как стать учительницей, в семье не рассматривалось: на селе самыми почитаемыми были учитель и врач. Опасаясь после 10-го класса не поступить в вуз (в середине 60-х был очень высокий конкурс), выпускница выбрала Волковысское педучилище.
– Ни разу не пожалела о том, что закончила это учебное заведение, – признается Софья Аркадьевна. – Я получила такой всесторонний багаж знаний, который пригодился и выручал меня на протяжении всей трудовой деятельности. Умела рисовать, петь, совершенствовала ораторское мастерство и организаторские способности. Всё это, как нельзя кстати, пригодилось на первом рабочем месте – в Рудевичской восьмилетке преподавала в начальных классах. До сих пор помню свой первый класс: 30 учеников – 19 мальчишек и 11 девчонок. Долгими вечерами проверяла стопки тетрадей, далеко за полночь писала планы. Конечно же, без первоначальной подсказки и помощи моего наставника – опытного учителя А.К. Урбанович – мне было бы непросто справиться с такой нагрузкой. Но шаг за шагом, и всё стало получаться.
Увлеченность профессией с первого дня отличали Софью Аркадьевну. К примеру, для того, чтобы заинтересовать первоклассников изучаемым материалом, использовала много наглядных пособий, которые готовила сама, чтобы придать уроку музыки эмоциональность, играла на домре (в то время! – Прим. автора).
С благодарностью ветеран труда вспоминает многих коллег, а особенно директора школы Е.К. Воронича, который поддержал решение новоиспеченного педагога заочно получить высшее образование.
Мечта осуществилась: Софья стала студенткой математического факультета Гродненского пединститута. И более того, спустя три года начальник районного отдела народного образования М.И. Давиденя предложил ей работу учителя-предметника в Деркачской восьмилетней школе.
СЮРПРИЗЫ СУДЬБЫ
Деревня сразу же приглянулась сельской девушке своей ухоженностью, чистотой, а её жители – добродушием и уважительным отношением. Коллектив школы – очень дружный. Учителям и ученикам было комфортно работать и учиться. Любимому предмету Софья Михута отдавала всё свободное время, поэтому быстро сумела завоевать интерес и доверие местных ребят. В их кругах она слыла как требовательный, принципиальный, но дающий прочные знания преподаватель. Среди педагогов заслужила авторитет и уважение, и в скором времени совмещала обязанности учителя-предметника и завуча. А когда директор школы Е.Ц. Карнацевич ушла в декретный отпуск, была назначена исполнять её обязанности.
Обширная деятельность требовала энергии, сил и времени.
– Некогда было лениться и размышлять, – делится воспоминаниями героиня публикации. – Моё предназначение было предначертано с детства, поэтому нужно было учиться и учить. Вспоминаю такой случай. В 70-е годы математику курировал начальник РОНО М.И. Давиденя и инспектор по учебному предмету К.А. Кононович. Два дня подряд они посещали мои уроки. А ребята друг перед дружкой руки поднимают, просятся к доске, наперегонки решают задачи. Такая энергетика царила в классе! Думала, ой получу замечаний… Оказалось, наоборот, похвалили.
В 1976 году Софья Михута стала победителем социалистического соревнования и была удостоена награды ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ. Через год (будучи уже замужем) послушала супруга, который предложил переехать на его малую родину. И учитель опять вернулась в Рудевичскую школу. Теперь уже совмещала работу пионервожатой с преподаванием математики и рисования.
– Я всегда старалась сделать уроки интересными и запоминающимися для детей. Много читала, изучала методической литературы, интересовалось наработками коллег. Большое внимание уделяла воспитательному процессу.
Деловые и профессиональные качестваСофьи Аркадьевны и тут были замечены руководством РОНО и ей предложили должность завуча в Голынковской СШ.
ПРИРОСЛА КОРНЯМИНАВСЕГДА
– На начало учебного 1978 года в школе насчитывалось 426 учеников, коллектив – 40 учителей, занятия проводили в две смены, – рассказывает собеседница. –С головой пришлось окунуться в широко масштабную деятельность, так как с 3 сентября директор П.С. Печко уехал на курсы повышения квалификации. Много полезных советов давала наша куратор И.В. Генюш, во всем помогал коллектив.
Через год школа перешла на односменный режим работы. Правда, было много параллельных классов, а в них по 30-35 учащихся. В 1980-м завуча повысили до директора.
Софья Михута с большим уважением вспоминает педколлектив, который отличался сплоченностью, трудолюбием и творческой активностью (большая заслуга в этом прежнего завуча В.М. Давидчика).
Она называла и теперь называет учительский состав «золотым фондом школы» и считает, что о каждом учителе можно подготовить отдельную публикацию. Интересной и увлекательной была внеклассная и внешкольная работа, организовывала которую А.С. Цвикевич. Незабываемыми путешествиями по миру литературы были уроки супругов Елены Владимировны и Владимира Фёдоровича Дрависа, М.Б. Ярмолик, Н.К. Филитович, Л.П. Печко. Слыли на весь район производственные бригады под руководством Е.М. Кишкович, учительницы химии, принимавшей участие в ВДНХ. Призовые места в районном соревновании занимали пришкольные участки благодаря творческому подходу учительницы биологии В.П. Овсеец. Более 30 выпускников школы стали студентами иняза – такие крепкие знания немецкого языка давала Г.А. Козел. Сильными были юные математики, благодаря урокам С.И. Амельянчик.
– Все без исключения учителя любили свои предметы и прививали к ним любовь учащихся, – продолжает ветеран труда. – Имея детей с первоначальной крепкой базой знаний, которую давали сильные учителя начальных классов К.Е. Плохоцкая, Н.И. Ламеко, Е.С. Захарчук, Е.Н. Коронец, было намного легче работать со школьниками в среднем звене. При поступлении выпускники оправдывали наши надежды.
Несмотря на то, что опыт с каждым годом прибавлялся, Софья Аркадьевна (с 1985 года работала учителем математики) постоянно до мелочей продумывала ход уроков.
В своей работе удачно использовала новейшие формы обучения. Одной из первых учителей района попробовала учебную систему учителя математики Шаталова, применяла методические пособия профессора БГУ Азарова. Поддержала формы внеклассной работы, разработанные Н.И. Карозой, которые впоследствии стали началом её активной творческой деятельности. Организовывала дополнительные часы, куда дети ходили и занимались с большим удовольствием. Учила ребят работать с дополнительной литературой, увлекала их в заочные олимпиады, которые печатались в районной газете, проводились в физико-математической школе в Ивье. Голынковские школьники принимали постоянное участие во Всемирном конкурсе-олимпиаде «Кенгуру», участвовали в экспериментах по мультипрофильному обучению. Активизации познавательной деятельности учащихся способствовали и занятия в кружке «Пифагорики».
– Знания по математике ученики, особенно те, кого я брала в 5-х и вела до 11-го класса, получали прочные, об этом свидетельствовали результаты экзаменов в школе и при поступлении. К примеру, в одном из выпусков из 19 школьников 14 выбрали для сдачи математику и получили отличные оценки. Овладение математическими знаниями помогло многим стать успешными инженерами, предпринимателями, банковскими работниками, военными, спасателями. Многие пошли по учительской стезе.
Софья Михута успешно выступала на конференциях, районных семинарах, в том числе проводимых на базе Голынковской СШ. Умела сочетать программные требования с нетрадиционной формой проведения уроков. Так, на открытое методическое заседание подготовила «Колесо истории», последний урок в четверти проходил в виде экскурсии или познавательной игры.
ДУША ПУТЕШЕСТВЕННИКА, МАСТЕРСТВО ИСТОРИКА
Творческое отношение к работе, активная позиция Софьи Михуты способствовали сплочению учительско-ученического коллектива. Школа славилась не только интересными мероприятиями. Шефская помощь колхозу «Родина» в уборке картофеля и свеклы позволяла зарабатывать деньги и за них организовывать путешествия.
Отбор ребят для поездок был строгим, учитывались и успеваемость, и участие во внешкольной работе. Какие только места не посетили голынковцы? Познакомились с достопримечательностями городов Беларуси, России, Прибалтики, Украины. Незабываемые впечатления остались у Софьи Аркадьевны от работы в школьном музее, причем от момента его создания до организации патриотических мероприятий. Равнодушных к сбору экспонатов не было.
Штаб музея проводил субботники, во время которых встречался с жителями деревень, узнавал историю населенных пунктов, восстанавливал события военного времени, записывал воспоминания ветеранов, разыскивал фото и другие материалы. В результате двухгодичного плодотворного поиска получился познавательный краеведческий музей из 6 экспозиций. 26 лет Софья Михута руководила его работой и постоянно находила новые документы и экспонаты.
– Перелистывая в памяти страницы своей учительской биографии, я счастлива, что шла достойно по выбранному пути, что спустя десятки лет обо мне помнят выпускники и с радостью приезжают на февральские встречи. Двери моего дома всегда открыты как для ребят далеких 90-х, так и для сегодняшних учеников, как для ветеранов труда, так и начинающих педагогов.
Людмила ПОПКО
Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Комментарии отключены